05.07.2020, Неделя 4-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Как рождается вера от благовестия Христова

Послания апостола Павла представляют собой богатейший кладезь духовных тайн, важных для всякого христианина, ищущего путь ко спасению. Тем не менее, тематика посланий апостола редко употребляется в проповедях и в беседах церковных, лишая современников возможности чаще соприкасаться с духовными сокровищами христианской мудрости.

Апостол Павел проповедовал среди язычников, и в своем послании к Римлянам он открывает важные истины о том, как зарождается вера в человеке и какие ступени она имеет в своем развитии. Апостол проповедовал для всех вообще, без различия социального положения и преимущества народов и тому подобного. Он указывает на свою обязанность всех просвещать верою. «Эллином же и варваром, мудрым и неразумным должен есмь» (Рим. 1,4). Говорит это апостол, показывая, что не милость какую оказывает им, но исполняет долг.

Римляне того времени утопали в роскоши, были надменны и кичливы, а апостол должен был говорить им о бедном сыне плотника, распятого и убитого как злодея. И апостол говорит им: «Не стыжусь благовествованием Христовым; сила бо Божия есть во спасение всякому верующему» (Рим.1,16). Вот на эти слова и обратим внимание — «Сила Божия во спасение всякому верующему».

Здесь благовестие не только слово, но и сила. Поэтому понимать здесь нужно под ним не одну совокупность богооткровенных новозаветных истин, но всё домостроительство спасения человечества. Апостолы проповедовали верующим. Они всем говорили: мы безответно грешны пред Богом, и нет нам спасения. Ждет нас суд неподкупный, беспристрастный, и по суду кара. Но Бог сжалился над нами и послал Сына Своего Единородного, Который воплотился и пострадал за нас, снял с нас вину; по воскресении же, вознесшись на небо, сел одесную Отца и Духа Святаго ниспослал от Отца, Который всех верующих в Сына обновляет и делает сильными всякую благую волю Божию исполнять. Вот вам путь спасения! Внимавшие воодушевлялись надеждою и приходили в нравственное исправление и готовность на все. Но если бы благовестие тем и ограничивалось, то сила эта нравственная скоро бы затухала, и жизнь каждого опять принимала бы прежний небогоугодный вид. Потому тех, кто веровали и так воодушевлялись, оно приводило к таинствам и в них обновляло и исполняло благодатными силами. После таинств верующий не воодушевление только имел, но исполнялся чувством силы, которое, после нескольких опытов, переходило в дерзновение, ничем не сокрушимое. Это всякий испытывал, но уже по вере и принятии благодати в таинствах. И все верующие были свидетели того, что благовестие веры Христовой — точно есть сила во спасение. На первый раз — какая сила? Веруй в Распятого, и спасешься! Но потом она тотчас открывалась и была ощущаема, — только уверуй и прими таинства. Но как зарождалась и зарождается вера — сие есть тайна Божия. Господь сказал, что никто к нему не придет, если Отец Небесный не привлечет его. Это как тогда, так и теперь, среди не носящих и носящих имя Христово, ибо из христиан не все христиане.

Поэтому божественный Апостол справедливо спасительную проповедь назвал силою Божией, так как сила ее одним верующим открыта и дарует спасение. И святой Златоуст говорит: «Как благовестие сила Божия есть? Выслушай следующее: «всякому верующему». Не просто всем, но приемлющим. Хотя ты эллин, хотя погружен во все пороки, хотя скиф, хотя варвар, хотя настоящий зверь, лишен всякого звания, обременен тысячами грехов; но коль скоро принял слово крестное и крестился, ты загладил все».

Благовестие Христово требует одной веры, а не умствований. Проповедь о Христе тем особенна и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но легка, удобна, для всех вразумительна. В сем особенно заключается действие промысла Божьего, потому что Бог дары Свои предлагает всем без различия. Как распорядился Он солнцем, луною, сушею, морем и тому подобным, не дал большой доли богатым и мудрым, а меньшей бедным, напротив, всем дозволил пользоваться в равной мере.

В следующем стихе апостол говорит: «Правда бо Божия в нем является от веры в веру, яко же есть писано: праведный же от веры жив будет» (Рим.1,17). Апостол пояснил, что благовестие есть сила Божия во спасение, но не всякому без различия, а только верующему, иудей он или язычник. Теперь подтверждается и то, и другое: и то, что благовестие есть сила Божия во спасение, и то, что она бывает такою силою не иначе как через веру. Что оно сила — сие подтверждается словами: «Правда бо Божия является в нем», — а что оно — сила чрез веру, это подтверждается словами: «от веры в веру». Но того и другого положения Апостол не раскрывает подробно, а только изрекает их.

«Правда Божия — может означать свойство Божие, что Бог праведен, всегда и во всем праведно действует; и может означать праведность Божескую — полную и совершенную, от Бога человеку сообщаемую». Этими словами подтверждается сказанное выше, что благовестие есть сила Божия во спасение. А это ничем столько не подтверждается, как тем, что оно принимающих его с верою делает праведными и святыми. Святой Златоуст говорит, что «дивным, знаменитым и славным находит в благовестии, что чрез него прелюбодей, сластолюбец, чародей вдруг не только освобождается от наказания, но и становится праведным».

Но в этих дивных действиях и изменениях все обусловлено верою. Верою принимается благовестие, верою усваивается сила домостроительства, веры ради освящается естество человека и верою вводится он в созерцание тайн Божиих. Это выражает Апостол словами «от веры в веру». Нельзя не видеть, что указание на веру и было целью Апостола в этом месте; ибо, оставив без подтверждения, как является правда Божия в благовестии, подтверждает только, что она является условием наличия веры.

Апостол сказал не просто «от веры», а «от веры в веру» — чтобы показать, что в вопросе спасения человека все от веры: верою начинается, верою продолжается, верою кончается и, по достижении конца, на вере стоит, как и пророческое изречение подтверждает, что праведный не начинает только жить, но и непрерывно живет и жить будет от веры. Можно бы таким пониманием изречения «от веры в веру» и ограничиться, но как оно представляется нескольким особенным и этою особенностью останавливает на себе внимание, то толкователи считали не бесполезным уяснить, почему сказано: «от веры в веру». Общая мысль у них та, что в деле нашего спасения по Евангелию все обусловлено верою. Но верою, не на одной ступеньке стоящею, а восходящей все выше и выше, по мере своего духовного совершенствования. Эту общую мысль выражает блаженный Феофилакт: «Потому так сказано у Апостола, что вера должна возрастать в большую и большую веру; ибо недостаточно того, чтобы сначала уверовать, но мы должны восходить от первоначальной веры в веру совершеннейшую, то есть в состояние непоколебимое и твердое, как и апостолы сказали Господу: «Умножь в нас веру».

Итак, Апостол говорит, что вера не есть нечто статичное, а что в продолжении жизни вера христианина должна возрастать, потому он и говорит: «Правда бо Божия в нем является от веры в веру; яко же есть писано: праведный от веры жив будет» (Рим.1,17).

Какие же восхождения по ступеням или изменения должна проходить вера? Экумений пишет: «Правда Божия, — говорит Апостол, — является в благовестии, то есть полная добродетельность чрез Евангелие приходит в совершенство; ибо правдою часто называется добродетельность. Как же является и в ком? В тех, кто с верою приступает к благовестию. Благовестие всем проповедует добродетель и всех убеждает ятися (ухватиться, держаться) за нее; но красота добродетели открывается только тем, которые с верою приступают к ней. Что же? Разве вера прекращается, когда приобретается добродетель? Никак, но восходит на совершеннейшую и высшую ступень. Первая вера была некое сокрушение и готовность души (отстать от греха и приступить к добродетели). Вера же, деланием добродетелей возвращаемая, усовершенствовавшаяся, есть убеждение (когда вкушение истины подтверждается опытом), оно непоколебимое и непреложное. Та подобна сеянию, а эта, в делании добродетелей действующая, есть плодоприношение. Третья, которая чрез них восходит к совершенству, есть блаженное упокоение от трудов. Вот как правда Божия в благовестии является от веры в веру. Божией же правдою называет Апостол добродетель потому, что она есть нечто Божественное и что всякое добро от Бога есть».

Можно и таким образом это понимать: правда Божия является в благовестии тем, что Бог, взяв начальную нашу веру, как семя, укореняет ее, взращивает и нас совершенствует в сей самой вере. Это поистине будет Божия правда, когда Бог, взяв только начало и повод в нашем произволении (веровать), прочее все совершает уже Сам.

Святой Исаак Сирин в своих писаниях указывает на разные степени веры так: «вера в Бога естественно насаждена в духе нашем, равно как и ведение добра и зла в совести. Вера сия, пробуждаясь, рождает страх; сей страх оживляет совесть и рождает покаяние. Все сие вместе понуждает желать и искать Спасителя и спасения в Нем. Услышав благовестие, таковой охотно приступает к нему верою. Эта начальная вера есть только вера от слуха. Когда вступит он в область евангельского устроения жизни, тогда опытно вкусит благ Евангелия, и вера его преобразится в веру чувства. Но и эта вера есть только вера в таинства Божии, в догматы. Вера окончательная есть уверенность в Боге и почивание в Нем. Так неизбежно восхождение от веры в веру. Что, однако ж, есть вместе явление правды Божией или силы Его, действующей во спасение наше в евангельских порядках».

Святой Иоанн Златоуст дает такое пояснение: «Дела правды человек и сам собою может творить — не обижать, не присваивать чужого, быть воздержанным, помогать нуждающимся — и во всем поведении своем может являться правым и достойным. Но при всей своей праведности, если он обитает один, он похож на истукан, исправно выделанный, но бездушный. Душу вдыхает в него вера тем, что привлекает благодать, оживляющую всякого истинно-праведного. Предшествующая его праведность, если она и бывает, является только подготовкой к принятию благодати чрез веру, делает сосудом, способным принять благодатное оживление, а не заканчивает всего дела. Очевиднейшее свидетельство этому представляет Корнилий-сотник. Он был праведен, но истинно-живым стал, когда снисшел на него Дух Святой. Святой Златоуст сопровождает слова Пророка таким пояснением: «Умствование, подобно лабиринту и грифам (Гриф — греческое: γρίφος – загадка), нигде не имеет конца, не дает мыслям установиться на камне и ведет начало от самохвальства. Те, которые стыдятся допустить веру, не знают небесного и кружатся в вихре бесчисленных умствований. Жалкий вольнодумец, стоящий того, чтоб непрестанно о себе плакать! Неприлично тебе спорить и безвременно любопытствовать. От самых пороков настоящей жизни освобождаемся мы не иначе как чрез веру. Верою просияли доселе жившие: Авраам, Исаак, Иаков. Верою спаслась блудница Раав (Евр.11,31). Не стала она рассуждать, как возмогут сии пленники, беглецы, бродяги одолеть город, защищенный стенами и башнями. Если б так рассуждала, то погубила бы и себя и их, как и действительно погибли предшественники спасенных Раавою. Ибо, увидев людей высокорослых и сильных, стали изыскивать средства, как победить их, и все погибли без войны и сражения. Видишь ли, какова бездна неверия и как тверда стена веры! Неверие довело до погибели бесчисленное множество людей, а вера жену-блудницу не только спасла, но и соделала покровительницею народа израильского. Зная сей и другие многие примеры, не будем никогда доискиваться причины дел Божиих; но без исследования и излишней пытливости станем принимать повеления Божии, хотя бы оные казались несообразными с человеческим разумом. Ибо, скажи, что кажется несообразнее, как отцу самому умертвить единородного и возлюбленного сына? Однако же праведник, получив такое приказание, не стал рассуждать о том, а принял повеление единственно по достоинству повелевающего и повиновался. Но другой, получив от Бога повеление бить Пророка, задумался над сим делом и не послушался просто. За сие наказан он смертью, а бивший угодил Богу (3 Цар.20:35-37). Итак, открыв для себя эту истину, не оставайся в вере начальной, но восходи на следующую ступень веры».