Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали во время чтения Евангелия притчу о должниках. Один наёмный рабочий должен был своему господину много денег. И вот господин призвал его, и потребовал долг. Но так как он не имел чем отдать, господин захотел наказать его. Но рабочий, пал перед ним на колено, стал умаливать его о прощении, об отсрочке долга. И господин, видя, что он не может чем заплатить, фактически простил ему весь его большой долг. Человек вышел, и видит своего друга, который должен был ему сущие копейки, и он стал требовать с него назад эти деньги. И ситуация повторилась – друг то же самое сделал – стал упрашивать его о прощении, об отсрочке, мотивируя тем, что нет сейчас у него таких денег. Но по существующим законам, он должен был сесть в тюрьму, не имея чем отдать, что и сделал тот человек, которому он был должен. И их друзья видя, что произошло, пошли к господину, и рассказали всё, что произошло. Господин призывает своего рабочего, и говорит: «Весь долг я простил тебе. Не следовало бы и тебе поступить так же?» И подверг наказанию этого злого человека. Конечно же, Господь говорит об отношении Бога к человеку, и об отношении нас друг ко другу. И не зря говорит эту притчу Господь, – видимо, это так важно для нас, потому что даже в молитве Господней Христос заповедовал нам прощать должников наших, так как и наши долги прощены Богом.
Чтобы понять до конца эту притчу, нам надо вспомнить другую притчу, об отношениях Бога и человека, – притчу о блудном сыне. Когда его отец, видя желание уйти на сторону далече не препятствует ему, но как говорит Евангелие – дает ему часть имения, – ту, которую он заслужил по наследству, и отпускает с миром. И отец продолжает ждать этого человека. И вот, попав в трудную ситуацию, сын возвращается, и отец принимает и прощает его, не сказав ни слова упрека, не намекнув ни на что. И верится, что они и дальше будут жить вместе, и отец никогда не помянет ему бывшего. Что же порой делаем мы, если кто-то против нас согрешает? Если кто-то предает нас? Мы же хотим всех бед на этого человека, мы стараемся ни в коем случае его не простить, потому что нам кажется, что нельзя простить предательство. Но посмотрите на то, что говорит Господь – Он говорит о прощении всего, о прощении предательства в первую очередь. А между прочим, когда в первой Церкви человек совершал какой-то грех, то считалось, что он предает эту самую новую жизнь, которую Господь дал ему. Что по сути существует один грех – это грех против новой жизни, которую Господь принес на землю, жизни вместе с Богом, и жизни во Христе. И не даром, до сих пор в исповеди мы слышим слова: «Примири и соедини их со Святой Твоей Соборной и Апостольской Церковью». Это значит, – человек уходит на сторону далече, подобно, как в этой самой притче о блудном сыне, и через покаяние возвращается вновь, и соединяется, и вновь входит в эту Божественную жизнь.
Вот так же и мы, братья и сестры, давайте постараемся поступать друг ко другу тоже. Если кто-то уходит от нас, если покидает, если предает, если грешит против нас всеми грехами, которые только существуют, – может быть не надо за ним бегать и упрашивать, может быть его надо отпустить, но если он возвращается, – принять, простить, и никогда не вспоминать того, что произошло между вами. Вот в этом и будет подражание Богу; вот в этом и будет исполнение той самой притчи; вот в этом будет то самое Царство Небесное, о котором говорит Господь в начале сегодняшней притчи. «Кому уподоблю Царство Небесное?» – спрашивает Он, и рассказывает вот эту самую притчу о должниках. И действительно, примирившись, и соединившись друг со другом, мы вместе идём в Царство Небесное. Аминь. С праздником вас!