Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Дорогие братья и сестры сегодня, на Божественной литургии, мы с вами слышали рассказ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, как Господь встретился с самарянкой. В этой беседе Его с ней очень много смыслов. И чтобы говорить подробно, не хватит одной проповеди. По поводу этой беседы написаны целые книги толкований, более того, на некоторые отдельные фразы Христа обращено повышенное внимание. И, как говорит апостол Иоанн Богослов, что если писать обо всем подробно, то и всему миру не вместить написанных книг.
Хочется сказать о самом главном, что есть в этой беседе.По мере разговора со Христом, самарянка узнает, что перед ней не простой человек. Когда Христос открывает ей: «…Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» (Ин.4, 18), то она задает Ему вопрос, который волновал тогда в религиозной жизни всех вокруг, особенно самарян. Она говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4, 19-20).
Действительно, разногласия между иудеями и самарянами были именно в этом вопросе, где поклоняться Господу. Самаряне считали, что надо поклоняться на горе, которая находится на их территории, а иудеи говорили, что только в храме Господнем, что находится в Иерусалиме можно достойно поклоняться Богу.
Если посмотреть на этот спор сегодня, то мы увидим, что этот спор был только разногласием по поводу обряда. Как и что нужно сделать правильно, чтобы почтить Бога.
Господь отвечает самарянке на этот вопрос: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4, 21) и далее продолжает: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 21-24). И вот, эти слова, что надо поклоняться в духе и истине, переворачивают все прежние представления о религиозной жизни. Это действительно революция в религии, потому что раньше важным был обряд. Теперь же Господь говорит о духе и истине. Если Бог есть Дух, то от нас требуется Ему поклонение именно в духе и истине душой нашей, а не только формой обряда.
Христианская Церковь существует уже около двух тысяч лет и в ней тоже появились свои обряды. Как жалко бывает, когда становится видно, что люди скатываются вновь и вновь только к одному обряду, не думая о духе и истине. Наглядным примером такого отношения часто могут быть крестины, совершающиеся в храме.
В нашем храме Крещение совершается очень часто, и младенцев крестим и взрослых, но почему-то не наполняется храм этими новыми крещенными. Это происходит из-за того, что нет у взрослых, принявших Крещение, глубокого понимания свершившегося Таинства, нет понимания того, что происходит умирание для старой, ветхой жизни и воскрешение в жизнь новую, жизнь светлую, радостную – жизнь со Христом. И именно поэтому Крещение превращается просто в обряд, несмотря на предварительные беседы.
Если Крещение для многих просто обряд, то дух и истина уходят из этого Таинства и потому храмы не наполняются новыми крещенными людьми. В связи с этим, нам надо понимать, что все в Церкви должно наполняться смыслом, духом и истиной. Если это исповедь, то она должна наполняться истинным покаянием. Если это Божественная литургия, то это – единение и любовь с Богом и друг с другом во Христе. Если это молитва – значит это движение нашей души к Богу, потому, что молитву ведь тоже можно превратить в обряд. Когда мы произносим слова молитвы, а наш ум витает где-то далеко от их смысла. То это уже обряд.
Поэтому надо наполнять смыслом каждое наше религиозное движение, каждое Таинство, каждую молитву, исполняя при этом слова Христа о поклонении Ему в духе и истине. Через Него – наше поклонение Отцу, потому что сказано: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4, 23). Если мы призваны Им, если мы находимся здесь, то нам ни в коем случае не стоит возвращаться вновь в ветхий завет, думая, что обряд нас спасет. Нет, надо все наполнить смыслом, наполнить движением нашей души и тогда – это будет истинное поклонение Богу в духе и истине.
Аминь! Христос Воскресе!