06.12.2020, Неделя 26-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами в Евангельском чтении одно из самых известных Евангельских повествований о богатом человеке, которому посчастливилось получить урожай, богатый настолько, что богач понял, что он не вместится в его житницы. И эта радость привела его в смущение, как поступить дальше. Смысл этой притчи почти полностью ясен: человек должен правильно научиться относиться к богатству. И, тем не менее, в Священном Писании мы слышим, что этот богач был назван безумцем.

В чем здесь дилемма и проблема внутреннего понимания этой притчи? В Священном Писании мы нигде не найдем какого-то препятствия или запрета на то, чтобы человек мог искать достояние, увеличивать его, искать увеличение прибыли, пользоваться благами своего достояния. И тем не менее, в других местах Священного Писания в Евангелие мы находим некое предупреждение об отношении к богатству. Само богатство, будучи нравственно нейтральным, – не является ни добром, благом или злом, – оно нейтрально. Но в отношении человека к богатству могут проявиться некоторые укоризны, неправда и неправота. И мы узнаем, что богатство потенциально может нести в себе некоторые опасности для человека, и для нас всех понятно и известно, что богатство легко может изменять ум человека, разрушать добрые благие устои, разрушать психику человека, искажать ее, и богатство способно быстро развращать человека. И, наконец, Священное Писание предупреждает, что богатство может стать идолом и мамоной и окончательно погубить человека. По этой причине и нам нужно иметь ввиду, что в этой притче заложен некий скрытый и более глубокий смысл, и нам нужно бы его увидеть, потому что в этой притче несколько таинственно указывается на то, что человеку более правильней и выгодней пользоваться богатством с осторожностью, – и богатство, которое неожиданно сваливается на тебя — оно должно быть правильно употреблено. Эта мысль, кажется, понятна, но есть и некоторая, вот эта таинственная вещь, которая должна быть раскрыта и рассмотрена и понята правильно.

Оказывается, богатство, может стать способным принести величайшую пользу для человека. И эта польза удивительна, и при правильном отношении человек может кратчайшим путем прийти к тому, чтобы получить от Бога величайшие дарования, которые он призван, как христианин, приобретать целожизненным подвигом и не всегда с известным результатом. А здесь ему дается некоторая тайна, с которой он может, используя правильно богатство, получить духовное дарование от Бога. Чтобы пояснить этот вопрос, я вам скажу, что в принципе человек всю жизнь находится в состоянии выбора. Он находится и в состоянии поиска личной выгоды. Ему свойственно выбирать то, что для него более удобно, выгодно и как будто более полезно, хотя полезность и выгода не всегда сочетаются. То, что для человека важно знать в этой притче, открывает один из древних пророков. И это удивительно, что в глубокой древности духовные закономерности были известны! И, вероятно они, несомненно возвещаясь через пророков, были таинственны, но совершенно ясно открывали вот эту связь между действиями человека и духовными дарованиями, если действия человека правильные.

Один из древних пророков Исайя, вот что сказал. Его слова звучат, несколько, может быть непонятно, но они возвещают о возможности приобретения человеком тех духовных дарований, которые каждый христианин ищет и мечтал бы получить. Пророк говорит так: «Тогда разверзется рано свет твой и исцеления твоя скоро воссияют: и предыдет пред тобою правда твоя, и слава твоя обымет тя» (Исайя 58:8). Удивительно, что эта мысль пророка открывает удивительные благодеяния, которые человек получит, если правильно будет относиться к вещам этого мира. Пророк предсказывает, что все, что предписано в законе Божием в деле спасения, может быть приобретено человеком кратчайшим путем и в кратчайшее время. Прежде, чем он скажет об вот этих величайших дарованиях Духа Святого, которые звучат так: «Тогда разверзется рано свет твой и исцеления твоя скоро воссияют», пророк сказал при каких условиях это произойдет. Он говорит так: «Раздробляй алчущим хлеб твой, нищие и бескровные не презри и еще увидишь нагого, одень его и от близких народа твоего не отвращайся» (Исайя, 58:7). И теперь несколько слов о том, что значат слова: «Тогда разверзется рано свет твой». О каком свете здесь говорит пророк? Несомненно, это тот свет, которым просвещается всякий человек входящий в этот мир, то есть Божественный свет, или откровение внутреннего ока, которым человек становится способным видеть и правильно относиться к благам этого мира. Этот свет, свет Христов или свет Божественный, способен просвещать ум и давать ответы на многие вопросы, которые человек мог бы получить или через особое откровение, или через пророков. Этот свет человек способен иметь в самом себе, видеть Истину и разумевать ее.

Человек не только имеет нужду в свете, и поэтому пророк говорит о нечто удивительном. Он сказал так: «И исцеления твоя скоро воссияют». В человеке достаточно много различных пороков, страстей, и его чувственности и страсти порабощают ум и омрачают его, лишают свободной воли в деятельности человека. И поэтому исцеления, о которых говорит пророк, человек получит от Бога, если он начнет поступать именно так, как сказал пророк: раздроблять алчущим хлеб, то есть заниматься благотворительностью и особенно нищим, обездоленным и бедным. И в духовных делах здесь тоже есть некоторая особенность. Святитель Филарет говорит, что успех в духовном врачевании внутренних страстей и пороков требует того, чтобы была самим человеком совершена подготовка. Какая? И он говорит: «Чтобы руки человека укрепились в доброделании, и тогда в человеке происходит нечто необычное: его душевные страсти получают исцеления, они начинают действительно сиять в человеке теми дарованиями, которые он получил от Бога уже неискаженными». И, наконец, пророк предвещает, что «правда предыдет пред человеком и сила Божия обымет тя». Действительно, это удивительное слово пророка! Оно показывает, что правда, сделанная в прошлом, доброделание, сделанное в прошлом — они способны превращаться в добрую славу человека, который начинает идти пред Ним. И в этом сокровенная тайна правильного отношение к богатству, когда человек начинает понимать, что ничего из этого мира он не унесет с собой.

Будем стараться и мы в меру сил этого пророческого провозвестия учиться правильно относиться к благам этого мира, поскольку святые отцы советуют с осторожностью прикасаться и к тому, что праведно и кажется добрым, даже к таким вещам прикасаться осторожно, поскольку некоторыми, даже малыми благами, может заинтересоваться наш ум и, как загипнотизированный, увлекаться ими.


Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем!
Помоги вам Господи в этом Посту приобретать некоторые духовные блага, которые нам возвещает Церковь.