Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Сегодня Святая Церковь, подготовляя нас к Великому посту, предлагает учение Христа Спасителя о Страшном Суде (Мф., 25: 31-46), когда все люди предстанут на Суд праведный, Суд Божий. Как это будет совершаться — это сокрыто от мудрости человеческой, ибо все это превосходит наше обычное человеческое воображение и представление. Но все мы с вами прекрасно знаем, что со вторым Пришествием Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда придет Он во всей своей Божественной славе со святыми ангелами и настанет этот последний, а потому – Страшный Суд. Тогда будет восстановлено попранное человечеством Божественная справедливость и весь мир обновится и это будет последний для людей всеобщий Суд, Суд без исключения для каждого человека. Это будет Суд торжественный, открытый, строгий, страшный! Это будет Суд, который совершится по правде Божией, это будет Суд последний, устремленный в вечность, это будет Суд Божественной справедливости, которая в течение стольких времен была забыта и попрана людьми. И иного пути восстановления этой Божественной справедливости нет, кроме как через Божественный Суд. Тогда, говорит наше Святое Евангелие, праведники возрадуются вечной радостью, а для грешников уготованы вечные мучения. Но нельзя понимать это буквально. Святитель Иоанн Златоуст размышляя, рассуждая над страданиями мучеников, говорит, что они будут заключаться в лишении грешников славы правды Божией, славы Царствия Божия. А лишение славы Царствия Божия — это ничто иное как богооставленность. И эта та самая богооставленность, говорит святитель Иаонн Златоуст, она будет причинять грешникам такие мучения, такие скорби, такую тесноту, что даже если бы их не казнили, не мучили за их грехи, то сама богооставленность, которая страшнее всякой гиены огненной, будет терзать их и возмущать души грешников. Духовная скорбь об утерянном Рае окажется страшнее всяких мучений. Как в земной жизни, в которой порой нас одолевает душевная скорбь, превосходящая наши всякие физические болезни и разрушающая наше с вами здоровье и жизнь. Будут ли мучения для грешников вечными или только временными — на этот счет есть разные мнения даже святых людей. Но из Божественного откровения, – из Евангелия, мы знаем, что эти мучения будут вечными, как справедливое завершение того, что сделал человек в духовном плане за свою земную жизнь. С прекращением этого земного мира, а он будет изменен посредством огня, наступит мир новый, чистый, откроется вечная правда Божия, вечная слава Божия! И тогда Царство благодати, которую мы с вами именуем бытием Церкви, эта церковь земная, воинствующая, она прекратит свое существование, войдет в это Царствие Небесное и пребудет с ним во веки веков. И мы с вами, как христиане, веря всякому слову Божественного откровения, самому Богу, должны готовиться к этой встречи с Богом! И не только на Страшном Суде, но прежде всего каждого из нас ждет Суд временный, когда каждый из нас уйдет из этой жизни и непременно мы с вами встретимся с Богом и будем давать ответ за прожитую жизнь, за все: за дела, за мысли, за слова. И это будет частный Суд, но он для нас, как для христиан, должен быть дверью в Царствие Небесное. Только так, и никак иначе, зная это, мы с вами должны всячески стараться жить по-христиански, исполнять заповеди Божии, зная, что это надо нам с вами для нашего спасения. Посему, слушая каждое слово Божественного Писания, мы должны каждый раз напоминать себе, что мы с вами, как христиане, призваны воплотить в своей жизни Евангелие Христово, всячески украсить свою душу цветами Евангельских добродетелей, чтобы уйдя из этой жизни услышать всеблаженнейший глас Бога нашего Иисуса Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и наследуйте уготованное вам Царствие Небесное от сложения мира». Аминь. С праздником вас, с воскресным днем! И напоминаю вам, что сегодня заговение на мясо, друзья! В течение этой седмицы мы не будем вкушать мясо, а только яйца и молоко.