Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Христос Воскресе!
Всех вас мы поздравляем с праздником и продолжаем осмысление внутреннего смысла этого праздника, который имеет глубочайшее для нас значение и в этой жизни, и в будущей.
Одно из таинственных значений этого праздника указывают святые отцы и говорят о том, что некогда в раю, когда дарована была жизнь человеку — он удивлялся богатству жизни, дарований, которые были ниспосланы ему как совершенный дар, подаваемый ему без всяких ограничений и оплаты. Это настолько поражало человека, что он не переставал удивляться глубине премудрости и любви Божией. Но в последующие времена в человеческом роде постепенно угасало понимание и значение этого дара настолько, что человек начал принимать дар жизни как естественный, будто и не от Бога, а как определенный ему некоей судьбой.
И тогда Премудрость Божья решает привлечь к Себе человека новым неожиданным даром – когда полагает жизнь, отдает жизнь за человека. И здесь исполняются слова Священного Писания, где библейский мудрец произнес слова: «Крепка, как смерть, любовь». Наверно, всякий человек, который, может быть, испытал такое состояние, когда кто-то спас ему жизнь, то он, наверное, становится бесконечно благодарен тому, кто положил за него жизнь свою, а ему даровано жить дальше. Вот здесь произошло нечто удивительное, что Бог решил привлечь к Себе человека неким новым удивительным событием, когда отдает Бог Свою жизнь за человека. Богочеловек распинается на Кресте. Это событие удивительно тем, что, несмотря на то, что злобное иудейское общество направило все силы на то, чтобы погубить Богочеловека — даже не могло понять, что исполняет промыслительное определение Самого Бога, и что ни один волос не мог бы упасть с головы Иисуса Христа, Которого окружало, как Сам Он говорит, более чем двенадцать легионов ангелов, которые ожидали просто мановения перста, чтобы защитить своего Владыку.
И вот общество иудеев исполнило то, что предопределил Бог. И Бог не уходил от этого предопределения, позволив злобному иудейскому обществу совершить это святотатство. И вот иудеи, пылаемые злобой, обрушивали весь свой гнев на Этого Человека, Богочеловека, думая, что они разрушат все препятствия, стоящие у них на пути. Но Бог уже был связан любовью к человеку, и потому эта высшая Божественная Любовь шла на этот определенный промыслом Крест и совершала искупление человечества.
И потому напрасно иудеи кричали перед властью светской, что мы закон имеем, и по закону нашему Он должен умереть. Он умрет, но по Своему закону, который Сам и определил, что «нет выше той любви, как кто душу свою положит за други своя». Вот, в какой-то мере, тайна смерти и тайна страданий Христа. Поэтому, когда мы думаем о том, что Христос попал в некоторую сеть паутины человеческого коварства, то мы ошибаемся. Бог точно знал и совершал то, что было предопределено, и поэтому здесь нам явлена глубочайшая любовь к падшему человеку, которая свершила искупление и освобождение человека от вечной смерти, которую человек и не понимал до конца, внутренне, только, наверное, ощущая, что жизнь завершается, и человек попадает в некую безысходность, избежать которой он не может, если только не освободит от этой смерти человека Бог.
Вот с этим внутренним торжеством, которое явлено Богом миру, нам и нужно учиться согласовывать свою жизнь, понимая, что жизнь каждого из нас течет в этом определении, и осмысление жизни получает только тогда полноту, когда человек поверит в Бога, в Иисуса Христа, в Воскресение Его, открывая для себя неизмеримые высоты внутреннего духовного совершенствования и способности достигать той красоты, которая способна удивить всякого, кто прикасается к совершенно чистой душе, не запятнанной грехом, и эта перспектива неизмеримо высокая и глубокая, поскольку святые отцы говорили, в частности Макарий Великий, что нет «ни на Земле, ни на Небе такой красоты, как душа человеческая».
Христос Воскресе!