Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы празднуем день Святой Троицы – пятидесятый день после Пасхи. Господь ещё во время своей прощальной беседы с учениками говорил им: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». И во время Своего Вознесения Господь сказал Своим ученикам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».
И вот сам момент этого события сегодня читался на Божественной Литургии во время прочтения книги Деяний Святых апостолов. В пятидесятый день после Пасхи обычно все иудеи со всех мест, из всего рассеяния, собирались в Иерусалим в храм, чтобы почтить этот великий для них праздник. И вот в это время, в этот праздник, апостолы были все вместе собраны в одном доме. И, как говорит апостол Лука, написавший Деяния, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра». И он наполнил собою горницу, где находились апостолы. И на каждом из них почил Святой Дух в виде огненного языка. И так это было необычно, до того было ликующим их состояние, такая радость была в душе и сердце, что многие иудеи говорили о том, что как будто они выпили вина, настолько со стороны казалось странным это. Но апостол Пётр говорил, что никакого вина они не пили, но это то, о чем сказал пророк и процитировал пророка Иоиля. И странным ещё было то, что каждый пришедший в Иерусалим на праздник слышал апостолов говорящих как будто бы их наречием, так что они понимали каждое слово. Чтобы понять это чудо, нам надо вспомнить вавилонскую башню. О том, как люди захотели возвести башню до небес, чтобы быть выше Господа Самого и как внезапно перестали понимать друг друга, разобщившись на долгие времена .
И вот теперь исходит Святой Дух, почивает на апостолов, и они начинают говорить так, что всем стало ясно и понятно, что это — символ единения вокруг Церкви, вокруг Христа, единения Духом Святым.
Порой нам кажется что если мы ходим, если мы исповедуемся, если мы причащаемся, присутствуем на других таинствах, То Дух Святой обязательно должен быть в нас. Но это совсем не так. Не каждый, кто называет себя христианином, стяжал в себе Дух Святой. Но каждый, на ком почил Дух Святой, может сам себя называть христианином.
И, действительно, многие святые говорили, что цель христианской жизни — стяжание Святаго Духа. Это — наша цель, к которой мы идем, ради которой все наши подвиги и старания. Вся наша жизнь должна быть направлена к главному — к стяжанию вот этого самого Духа Божьего, Который нас объединит, Который нас утешит, Который нас наставит на всякую правду. И без Него мы ничто. Без Него мы просто собрание каких-то случайных людей, которые, может, даже недостойны называться христианами. А вместе с тем мы составляем ту самую Церковь Божию, о Которой говорилось, что «врата ада не одолеют ее». Эта наша цель — стяжание Духа Святаго стяжается только воспитанием в себе добродетелей христианских. И, наверное, главная из них, вы все знаете — это любовь. Потому что если не будет любви в нашем сердце, к Богу, к людям, ко всему нашему окружающему миру, ко всему Творению, то Дух Святой никогда не сможет прийти к нам. Поэтому путь для нас есть. Все способы в Церкви для этого тоже имеются. Нам нужно только усилие, стремление, желание к тому, чтобы стяжать в себе Духа Божьего. Господь обязательно поможет нам на этом пути. Но от нас требуются наши силы, наши старания, наше стремление, положение всех наших сил для самого главного в нашей жизни.
Аминь. С Праздником вас!