Проповедь, иерей Сергий Гурдяев
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшнем чтении Евангелия за Литургией мы слышали рассказ апостола Матфея о том, как Господь Иисус Христос переправляется из Капернаума, где исцелил слугу Римского сотника и тещу апостола Петра, на другой берег Галилейского озера в страну Гергесинскую. Это была весьма дальняя область Святой земли, где евреи жили в близком соседстве с язычниками, очень часто перенимая их обычаи. Там Христа встречают два человека, одержимые множеством бесов. Эти люди, одержимые дьяволом, безумствовали – они ходили нагими, нападали на пастухов и жителей той земли. Жили они на кладбище, в пещерах, где, по обычаю того времени, погребали умерших. Христос изгнал из них демонов, повелев им войти в стадо свиней, которое паслось неподалеку. И обезумевшие животные тут же бросились с обрыва в воды Галилейского озера и все погибли. Пастухи же этих свиней в страхе побежали в селения и рассказали жителям. А те, придя ко Христу, стали просить Его, чтобы Он ушел из их приделов. И Христос, как пишет евангелист, переправился обратно в Капернаум.
Апостол Павел во втором послании к апостолу Тимофею пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Чему научает нас сегодняшний евангельский рассказ?
И вот с этими, казалось бы, последними людьми Господь говорит и исцеляет их…
Господь пришёл в страну, совершенно отличающуюся от бо́льшей части Израиля. В Израиле невозможно было увидеть животных, о которых мы сегодня слышали в чтении, потому что согласно религиозному Закону Моисея – свиньи являлись нечистыми животными. Несчастные люди, которых Он встретил, сойдя на берег, бесноватые, были изгоями общества, они были словно живые мертвецы. По меркам того времени, особенно для иудея, и с религиозной точки зрения и с социальной, они существовали на самом дне жизни: жили в нечистой стране, в нечистой местности, среди мертвецов, безумные, раздетые. И вот с этими, казалось бы, последними людьми Господь говорит и исцеляет их.
Мы… …бываем не готовы поступиться хотя бы чем-то своим ради того, чтобы человек вернулся к нормальной жизни…
Но что делают их соплеменники, возможно, знавшие их, возможно, бывшие друзья? Они не слишком радуются. Наоборот, они, расстроенные гибелью большого количества свиней, просят Христа удалиться от них. За исцеление и возвращение к жизни этих людей их общине пришлось заплатить цену, которую они платить были не готовы. К сожалению, подобное встречается в нашей жизни не редко. И в светском обществе, и в Церкви. Мы так же бываем не готовы поступиться хотя бы чем-то своим ради того, чтобы человек вернулся к нормальной жизни, или же в церковное общение, или хотя бы встал на этот путь. Проще бывает убрать такого человека подальше с глаз, забыть его, отстраниться от него, лишь бы он не приносил душевных неудобств.
…и в притчах и в словах и в поступках Своих Христос говорит: полюби ближнего своего, прояви свою заботу и свое милосердие так, как это делаю Я…
Но не так поступает Бог. В Евангелии едва ли мы найдем место, где Господь говорит: «рассуди, – прав ли ближний, исправь его». Но все больше и в притчах и в словах и в поступках Своих Христос говорит: полюби ближнего своего, прояви свою заботу и свое милосердие так, как это делаю Я. Мы всегда должны с благодарностью помнить о том, что не за наши заслуги, не за наш образ жизни, не за наши хорошие качества Бог любит нас. Но только потому, что Он благ, потому, что Он – любящий Отец, Который желает нашего спасения. Об этом писал апостол Павел в послании к церкви Эфеса: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, чтобы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей к нам во Христе Иисусе» (Еф 2:4−7). Аминь.