Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором говорилось о так называемом Страшном Суде. Почему «так называемом»? Потому что в Евангелии нигде нет слова «страшный», оно появилось гораздо позже, с течением времени. А поначалу этот рассказ подготовил первых христиан к тому, что Господь должен вот-вот прийти после Своего Вознесения. И они ждали Его с радостью, с нетерпением. Не было и речи о том, что для них произойдет что-то страшное. Ведь они были Христовы! Они любили, они помогали друг другу. И не только друг другу, но видя любую нужду, даже человека язычника. Эти последователи Христа, забывая себя, отдавая себя, служили всем людям вокруг.
Евангелие было написано на греческом языке, и переводчики поставили слово «суд». Но, если обратиться к первому значению этого слова, то греческий вариант означает «разделение»
Само слово «суд» – это перевод с греческого. Евангелие было написано на греческом языке, и переводчики поставили слово «суд». Но, если обратиться к первому значению этого слова, то греческий вариант означает «разделение». Понятно, о каком разделении идет речь. И на первых иконах первых веков христианства тоже нет совершенно ни огня, ни диавола – ничего. Стоит Христос. Справа от Него находятся люди, над которыми сияет свет. Слева от Него находятся люди, которых окутала тьма. Но постепенно, с течением времени, видимо, по оскудению в любви, к людям постепенно приходит страх. Видя этот страх, Святой Григорий Двоеслов вынужден был написать: «Те, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира, потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда приходит (уходит) тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясениях мира, зная, что при этих потрясениях он скончавается. Но написано: «иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4:4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее. Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее».
Тот, кто сумел полюбить – тот находится со Христом
Понятна, наверное, мысль Григория Двоеслова, который призывает радоваться о последних событиях этого мира. Радоваться не только разрушению мира, а прежде всего пришествию Христа, потому что для христиан Он вожделеннее. И когда Христос говорил о событиях последних – Он совершенно четко показал, где проводится эта грань между теми, кто справа от Него и кто слева. Тот, кто сумел полюбить – тот находится со Христом. Кто во время своей жизни не сумел этого сделать – никогда в вечности не будет с Ним. Это то Евангелие, которое читается накануне Великого Поста.
…пост для нас – это прежде всего возрастание в любви
А еще сегодня во время чтения апостольского послания мы с вами слышали слова апостола Павла, который говорил в 1м послании к Коринфянам: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8). И в сочетании этих двух сегодняшних писаний становится понятным, что пост для нас – это прежде всего возрастание в любви. Нет никаких других повелений. Мы можем соблюдать все очень четко по Уставу, можем не есть, не пить, не ходить на увеселительные мероприятия. Но в том не будет абсолютно никакой пользы, если у нас не будет дел любви. И хочется в преддверии Великого поста сказать: пусть главным для нас в это время будет деятельная любовь. Можно, конечно, ждать, что рядом с нами появится какой-то нуждающийся человек. Но если мы будем искать, будем стараться делать так, чтобы действительно любовь наша была деятельной, чтобы самим найти нужду – вот тогда можно сказать, что пост наш будет настоящий. Потому что именно это, именно возрастание в любви нужно Богу и подтверждение этому – сегодняшнее чтение Апостола и Евангелия на Литургии. Аминь.