Протоиерей Олег Шленов
Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня те, кто находился на Божественной Литургии слышали читающееся сегодня Евангелие в котором рассказывалось о беседе Христа с самарянкой. Конечно, вся эта беседа достаточно глубока и поучительна для нас. В этой беседе были открыты многие и многие Истины, но наверное, самым основным был вопрос самарянки ко Христу «Господи, отцы наши говорили, что надо на этой горе поклоняться, а иудеи поклоняются в другом месте. Как правильно?».
И Господь ей отвечает: « Наступает время и нас тало уже, что не на этой горе и не на другой будут поклоняться Богу. Истиных поклонников ищет себе Господь. И истинное поклонение ему это поклонение в духе и истине».
И вот эти слова требуют вдумчивого поклонения, вдумчивого отношения к ним. Потому что просто так не понять, в чем же здесь глубина.
Самарянка обращается с вопросом ко Христу: « На этой горе или на другой?», другими словами, как ей правильно исполнить обряд. Ведь если правильно исполнить обряд, значит поклонение будет истинным.
На что Господь отвечает: « Нет! Дело совсем не в обряде, а дело в духовной жизни нашей». И как часто получается так, что мы похожи, может быть, на самарянку, которая ищет, как правильно совершить тот или иной обряд. И вся наша жизнь религиозная заключается в том, что мы каждый день исполняем тот или иной обряд.
Ведь если посмотреть на те молитвы, которые мы совершаем ежедневно, утренние и вечерние, ведь как порой наши мысли далеко отстоят от того смысла молитвы, который в ней начертаны. Мы можем витать своими мыслями очень далеко, больше всего в суете нашей житейской. Но мало у кого получается искренне и от сердца обращаться к Богу с теми самыми словами, которые у святых шли именно от их сердца. Ведь мы видим надписи авторов молитв. И Василий Великий, и Иоанн Дамаскин, и многие святые. Это были их слова, они их не где-то прочитали, это то, что шло из их сердца, из их души и они искренно изливали перед Богом эти слова.
Получается у нас также искренно или нет? Для простого примера можно взять исповедание грехов, которые каждый христианин читает вечером в рамках вечерних молитв. И давайте посмотрим, перечисляя эти грехи, действительно ли мы каемся в них, и действительно ли завтра мы исповедуемся перед Богом. Ведь эта исповедь почти не отличается от той исповеди, которую мы говорим перед священником в храме. В храме мы обращаемся к Богу, который невидимо стоит, приемля исповеданье наше, и в этих молитвах мы тоже обращаемся к Богу, прося простить наши прегрешения, а ведь, если мы просим простить, значит мы обещаем Богу больше их не совершать. Вспоминаем мы ли вообще, что мы каялись перед Богом? В осуждении в гневе, в зависти, во многом другом, что там написано. И получается так, что молитвы вечерние и утренние превращаются в обыкновенную вычитку. Мы читаем только глазами, почти это не доходит до сердца нашего, до разума и до души.
То же самое обстоит и с молитвами ко святому причащению. Часто это тоже для нас исполнение нужного правила, очередная вычитка и ничего более. Если бы мы действительно от души и от сердца обращались с этими словами к Богу, то мы не оставались бы теми же самыми в течении нескольких десятков лет. Хоть многие из нас причащаются с детства и причащаются до глубокой старости. И получается так, что изменений нет почти. Мы думаем, что причастие изменит нас механически. Вот мы вычитаем правило, последование, каноны, исповедуемся, причастимся, перед этим попостимся 3 дня и все.., будто мы должны стать другими. Но эти самые наши размышления опровергают сегодняшние слова Христа. Поклоняющиеся должны поклоняться в Духе и Истине, а не совершать какой-то обряд. А у нас даже в обряд превращается присутствие на Божественной Литургии.
Я уже несколько раз говорил, что не надо подходить к иконам, стоящим посреди храма во время Божественной Литургии. Слова абсолютно ничего не значат для людей, они продолжают подходить. Уже натянули ограждение возле этих икон, и то люди, которые часто ходят в храм, которые с детства находятся в церкви, подходят, ставят свечку и идут кланяться иконам. Это же опять обряд и не присутствие на Божественной Литургии. Мы привыкли их выполнять и выполняем их во множестве, и потому духовная жизнь еле еле тлеет в нас. Потому что искренних молитв, борьбы за эту молитву почти не осталось в нас.
Мы думаем, что все произойдет само собой, что Господь нас изменит. Нет, никогда это не произойдет, если мы всеми силами нашей души не попытаемся быть искренними перед Богом и обращаться к нему в Духе и Истине. Это значит вести духовную жизнь. Господь так и говорит «Бог есть Дух», и поклоняющийся правильно должен покланяться ему в Духе и Истине. А главное — наша духовная жизнь, потому, что наша душа, наше сознание определяют нашу внешнюю жизнь. Кто-то сказал: « Дух творит себе Бога», и это действительно так. Вся наша жизнь определяется тем, что есть внутри нас. Если мы раздражаемся, гневаемся, завидуем и осуждаем, это значит, в душе нашей страсти еще не искоренены. Поселились и никак не хотят оттуда исторгаться. И значит наши усилия нужны, и помощь божья нужна. И только тогда, когда будет наша искренняя молитва, может, даже неважно, какая она будет искренняя: словами, написанными в молитвеннике, или наши собственные слова, идущие из глубины нашей души. Если будет в нас сознание того, что присутствие на Божественной Литургии — это не просто обряд, а участие в Тайной Вечере нашего Спасителя.
Хорошо бы, конечно, перед тем как причаститься, прочитывать те слова Христа, которые Он говорил ученикам на Тайной Вечере, потому что мы тоже участники, и мы тоже в числе Его учеников, и мы тоже находимся во время Литургии в той самой Сионской горнице, после которой Христос пошел на Голгофу. И вся наша религиозная жизнь должна быть абсолютно искренним порывом к тому, чтобы возлюбить Бога и человека. И здесь нам абсолютно не хватит каких-то обрядов, которые установились, укоренились и порой в нашей душе стали выше всего в религиозной жизни, выше благословения священника, выше порой учения Церкви. Потому, что Учение Церкви говорит о том, что мы каждое воскресение должны приобщаться Святых Христовых Таин. А ведь нам трудно исполнить обряд, нам трудно прочитать каноны, попоститься, еще последование надо почитать. Очень всего получается много и из за того, что много, мы причащаемся редко. Опять становится обряд выше Христовых Таин.
Давайте подумаем над этим братья и сестры, давайте попытаемся понять, что духовная жизнь определит в конечном итоге и наше спасение, а не то каким образом мы совершили то или иное религиозное установление.
Наша душа вечна, наша душа спасается или погибает, и спасение это возможно только через жизнь души нашей и поклонение Богу в Духе и Истине.
Аминь!