Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором рассказывалось о том, как Господь призвал Своих первых учеников — Петра, Иакова и Иоанна на служение. Но сегодня мне хотелось бы сказать не об этом. Сегодня хотелось бы поговорить об одном Евангелии. Даже не об Евангелии, а о том явлении, которое происходит каждое воскресенье, а то и каждый день, в нашем храме. Сюда приходит причащаться много детей. Вот они стоят здесь сейчас, кто-то у родителей на руках. Они причащаются, но при этом не причащаются их родители. И это совершенно неправильно, об этом хотелось бы сегодня сказать несколько слов.
Дело в том, что Евхаристия — это Таинство единства. Сначала в древней Церкви причащались все те, кто присутствовал на этой службе. Не было такого, чтоб пришел человек и не причастился, как это зачастую бывает сейчас. Даже многие действия, которые сейчас сохранились, корнями своими уходят именно в то время. Допустим, причащение больного. Если кто-то заболел в те давние времена и не мог вместе со всей общиной приобщиться Святых Христовых Тайн, тогда священник или дьякон брал Святые Дары и отправлялся к этому больному, для того, чтобы и он почувствовал это самое единство с теми людьми, которые собрались на Евхаристию. Мы знаем правило, по которому если человек 3 воскресенья не причащается, то он отлучается от Церкви. Это правило уходит своими корнями туда, именно в то время, когда причащались все. И если человек 3 раза не приходил на воскресную службу, то становилось понятно, что человек чужой, и ни кто-то его извергал, но он сам себя отлучал от общения с Церковью. Современная практика, когда человек сам решает, причащаться ему или нет, возникла в период духовного упадка. Когда в Римской Империи император стал человеком православным, множество людей тоже стало приходить в Церковь. И сложилась такая ситуация, что православным было дано больше привилегий, чем всем остальным людям. И поэтому зачастую в Церкви люди оказывались случайно. Хлынуло множество народу, духовный уровень понизился, и возникла вот эта самая традиция современная, когда человек начинает сам решать, причащаться ему или не причащаться. Но это неправильно только потому, что Евхаристия, еще раз повторюсь, это Таинство единства, само слово греческое «Литургия» переводится как «общее дело». И поэтому если кто-то причащается, а кто-то нет, это разрывает единство, Литургия делает нас Церковью, потому что Церковь — это не организация. Мы можем, конечно, услышать — Русская Православная Церковь, и понятно, что здесь идет речь об организации. Но Церковь как Тело Христово, о Котором говорит апостол Павел — это Тело Христово становится воплощенным именно здесь, во время общего причащения, когда мы объединяемся около одной Чаши, около Крови и Тела Христовых. Именно в этот момент мы становимся действительно Церковью — той Церковью, о Которой говорит нам Христос и святые апостолы в своих посланиях.
Если мы приводим причащать своих детей, а сами не причащаемся, мы разрываем вот это самое единство и, может даже хотим добра, а получаем противоположное потому что не должно быть разъединения в семье, тем более в таких важных и серьезных вопросах.
Я понимаю, конечно, что сейчас редкое Причастие обусловлено очень порою неудобной для нас подготовкой: нужно попоститься, нужно очень много прочитать. Но если человек будет причащаться каждое воскресенье, если родители будут причащаться вместе с детьми, то, я думаю, любой священник уменьшит вам это время подготовки, сведет его до минимума. Конечно, это нужно будет обговорить со своим духовником, со своим священником. Но, еще раз повторюсь, эти вопросы все решаемы. И какая же будет благодать когда родители будут причащаться вместе с детьми, если будет между ними вот то самое духовное единство — собрание вокруг Чаши Христовой! Выше этого, наверное, нет благодати в Церкви.
Мы же сами, своими руками, разрываем это единство. Давайте подумаем насчет этого. Я призываю вас не к тому, чтобы вы реже причащались с детьми. Причащайтесь чаще, но вместе. Вот это залог и суть духовной семейной жизни. И непременно на этой семье всегда будет Божье благословение.
Аминь