12.07.2020, Неделя 5-я по Пятидесятнице. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры!

Сегодня праздник апостолов Петра и Павла! Мы называем нашу церковь Апостольской, каждый день мы это исповедуем, читая Символ веры: «Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь».

Апостольскую — это значит, наша церковь утверждена на проповеди апостолов, святителей Христовых, тех, кто был с Ним во время Его земного служения, свидетелей Его смерти и Воскресения. Но Апостольская она называется еще и по тому, что должна нести свидетельство о Христе всему миру. Быть воистину апостолом должен каждый из нас, не только патриарх, митрополит или священники, но и мы все. Без народа нет Церкви. И каждый при жизни призван к этому свидетельству о Христе воскресшем.

Апостолы проповедовали, образовывали общины по всем городам и селениям, после апостолов проповедовали их ученики, и меньше, чем через 3 столетия, великая Римская империя, со всей её культурой, со всем ее язычеством, философией приклонила колено перед образом Христа.

Если мы посмотрим на наше время, то увидим, что действительно искренних христиан, тех людей, кто достоин нести это имя, сейчас в нашей стране, гораздо меньше, чем было христиан Римской империи, да еще и во временя жестоких гонений от императора.

Почему же это происходит? Ответ лежит на поверхности: потому что мы оскудели в апостольстве. Мы уже не можем с той горячностью нести проповедь тем людям, которые нас слушают. Более того, часто бывает так, что из всей семьи приходит один в церковь и продолжает оставаться в семье единственным христианином, а семья, как жила в ветхой жизнью, так и продолжает это делать. Почему это происходит? Почему люди не заражаются нашей верой? Не следуют за нами? Почему сейчас в этот великий праздник, когда окончился пост, наш храм заполнен только наполовину? Давайте зададимся этими вопросами. Ведь что-то было у первых христиан, того что не было у язычников. Почему-то в те времена обращалось множество людей и становилось даже до смерти исповедниками веры.

Апостолы несли весть о Христе, о том, что Он претерпел мучение и воскрес, о том, что Он победил своим Воскресением нашу смерть. Эту весть апостолы несли людям с радостью и ликованием. В их проповеди было столько радости, что часто окружающие люди задавались вопросом, откуда она, ведь ее так не хватает в наши дни, ее так мало бывает в нашей жизни. И они следовали за этими людьми, которые так радостны, так счастливы, и следуя, приобретали это сокровище радости.

И надо признать, что с течением времени мы потеряли эту самую радость. Что мы будем отвечать людям, которые нас спросят о Церкви? Что это можно, а это нельзя. Мы будем говорить о страхе второго пришествия, о страшном суде, о том, что мы боимся бесконечных каких-то чипов и вакцин, и еще Бог весть знает чего. И вот этот весь страх заслонил эту самую радость. Страх, которого просто не может быть в христианстве. Если мы знаем, что есть Господь Бог, если мы знаем, что Он участвует в жизни каждого из нас, мы не можем не радоваться. Но куда же все это ушло?

Ведь если Апостола Петра можно назвать Апостолом веры, Апостола Иоанна Богослова – Апостолом любви, то Апостола Павла во истину можно назвать Апостолом радости, потому что Он призывал радоваться всех, к кому обращал свое слово. И не просто призывал, а горел этой самой радостью. После того, как Христос чудесным образом явился ему на пути в Дамаск, куда он шел гнать христиан, эта радость навсегда послилась в его сердце, и именно ею, он делился с теми, кто его слушал. И именно поэтому, он обратил больше всего ко Христу людей своей проповедью. И это несмотря на то, что его жизнь была тяжела, это несмотря на то, что у него не было семьи, несмотря на то, что он многократно бывал в темнице за проповедь Христа и даже из темницы обращался к людям с призывом разделить его радость. А еще он оставил одну заповедь, которая гласит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 послание к Солунянам, 5 гл.,16-18).

Святые отцы говорили, что в молитве они находят радость, и они заповедовали нам, чтобы молитва не была каким-то насилием над собственной душой, чтобы это не было сделано из-под палки, из-за того, что так положено. Молиться надо так, чтобы радость была в душе и сердце, чтобы мы от радости общения с Богом чувствовали себя счастливыми людьми и желали бы этого общения с Богом, как воздуха и воды. А какая радость бывает, когда мы причащаемся! Но мы ведь оградили Причастие массой каких-то правил, порой чисто человеческих, которые не можем исполнить и от этого очень редко причащаемся. Братья и сестры, давайте очищать свою душу, от может быть даже вековых наслоений, от того человеческого, чего много в нашей Церкви. Будем стараться понять, что наша радость принесет счастье и нам самим и обратит к Богу, к Церкви наших родных и близких. И будут действенны тогда наши проповеди о Христе. Если мы заглянем еще поглубже, то увидим, что совершено нет радости в грехах, если мы завидуем, раздражаемся, осуждаем, злословим, с кем-то ругаемся, разве есть в этом радость? Ее абсолютно в этом нет.

Радость есть в смирении, есть радость, когда мы преодолели какой-то грех, и больше всего радости в добродетели – любви. Если человек любит Бога и ближнего своего, он всегда будет в радости. А если нет радости, то значит нет любви, значит надо много и много еще стараться, чтобы приобрести ее. Вот давайте бороться за эту радость и исполнять слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь»! Аминь.