Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами на Божественной литургии слышали Евангелие в котором рассказывалось о том, как царь Ирод умертвил в Вифлееме всех младенцев. Даже по меркам древнего мира это было неслыханное злодеяние. Как и все евреи того времени, царь Ирод думал, что Мессия будет политическим вождем, а следовательно, сместит его с трона.
И вот, когда он узнал от волхвов, что царь Иудейский родился, то «… Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2, 16-17). Казалось бы, царь Ирод не был раньше замечен в подобной жестокости, он очень любил народ. Однажды в Иудее был голод, а в казне не было денег, которые были потрачены на грандиозное религиозное строительство, затеянное самим же Иродом.
Царь Ирод, увидев, что его народу грозит голод, собрал золото со всего своего дворца и обменял его в Египте на хлеб. Так что голод его людей не коснулся. И народ любил его. В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как он убил всех младенцев. Получается, что тысячи мучеников за Христа появились, не успел только Христос родиться.
Размышляя об этом, мы понимаем, что Иродом двигало только жажда власти. Он страшно боялся потерять царскую власть, а стремление к власти всегда несет за собой жертву.
Во всей истории, далеко не надо ходить, взять только прошлый век, сколько людей погибло в событиях революции, войны. Ведь все революции замешаны на жажде власти.
Человек стремится к власти, думает, что справится с ней лучше других и, опять же , слава или почет, или материальный достаток, все это имеет человек при власти. В результате, эта самая власть оказывается трагедией для человека, как она оказалась для царя Ирода. Он и не прожил после этого долго, не успели Мария и Иосиф с Младенцем отойти в Египет, как царь Ирод умер. И святому семейству можно было возвращаться назад.
Есть еще в Евангелии рассуждение о власти: « Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?7 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. …а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 35-41).
Ученики Христовы представляли себе, что правление Иисуса будет в земном царстве и хотели послужить Правителю, быть поближе к Нему. Иисус же, подозвав их, сказал им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 42-45).
Эти слова Иисуса Христа не нуждаются в толковании, они должны пронзать нас в самое сердце, потому что мы, фактически, не живем по этим словам. Может быть мы и читаем эти слова иногда в Евангелии, но если посмотреть внимательнее на себя, то кто живет так, чтобы до конца и без остатка служить своему ближнему? Я даже не говорю о служении всем вокруг, а только о своей семье, о своих близких, о той церковной общине, в которой мы находимся. Ведь совсем не получается этого делать.
Нам нужно помнить об этих словах Господа, помнить, что спасает человека, спасает его бессмертную душу не власть, не какие-то достижения, не упорство в получении своего, нет, душу человеческую спасает служение своему ближнему по любви, по той Божественной любви, которую даровал нам Господь.
Конечно, в Евангелии нет менее ценных или более ценных слов, но вот эти слова говорят о самой сущности христианства. Нам надо быть очень внимательными в этом, понимая служение как противопоставление власти, спасение как противопоставление погибели.
Аминь!