Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь изгнал множество бесов из одного человека, который не мог жить даже в обществе, в городе. Он жил в уединенном месте, в пустыне, причем в пещерах, и совершенно не одевался, был нагой. Когда Господь спросил: «Как имя тебе», – этот бесноватый ответил «легион», потому что множество нечисти было в его душе. И вот когда Господь повелел этому множеству выйти, причем в стадо свиней, и эти свиньи бросились в море с обрыва, – бесноватый стал нормальным человеком. Жители, когда пришли, были очень удивлены, испуганы, видя человека, которого они всегда боялись, – а здесь он в здравом уме, одетый, спокойно разговаривает. И их объял такой страх, что они просили Христа отойти от пределов их.
Мы вроде хотим быть и хорошими, и добрыми, и спокойными, не раздражаться, не гневаться, но ведь не получается никак…
Когда мы читаем Евангелие о бесновании кого-либо, о том, как Господь изгоняет злых духов, нам кажется, что нас это не касается, что беснование – это где-то далеко, это случается с очень немногими людьми, обычно они проходят отчитку. А вот в нашей обыденной жизни всё хорошо, тем более в нашей личной духовной жизни. Но давайте послушаем то, что пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Бесноватые были прежде, есть они и теперь, только ныне бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в старое время. И теперь, впрочем, бешеных людей очень и очень много. Кому из нас не известен нынешний род бешеных пьяниц? Есть и другой род беснующихся – это люди злые, раздражительные, гневные. Есть беснование скупых, есть бешенство плотской страсти, как равно много и других видов и родов беснования». Вот если мы попытаемся вдуматься в эти слова святого, то окажется, что наши страсти, которые гнездятся в нас, и которые мы никак не можем исторгнуть от себя, не можем победить, – это и есть беснование. И действительно, страсти порою порабощают нас так, что мы не можем им ни чем противостоять. А ведь беснование – это и есть исполнение воли злого духа вопреки нашей с вами воле. Мы вроде хотим быть и хорошими, и добрыми, и спокойными, не раздражаться, не гневаться, но ведь не получается никак. Всё время срываемся, всё время грешим, ошибаемся, обижаем наших ближних. И вот оказывается, что освобождение от злых духов нужно, наверное, каждому из нас.
…как нам надо быть осторожными с нашими мыслями! Как нам надо отторгать всяческие прилоги вражии…
Святой Григорий Палама объясняет, каким образом дьявол получает доступ к человеку: «У одержимых бесом – пишет он – сначала, и больше иных частей тела, подвергается бедствию мозг, ибо это психический центр – бесы используют, как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некой крепости, он угнетает всё тело». Поэтому, как нам надо быть осторожными с нашими мыслями! Как нам надо отторгать всяческие прилоги вражии, как бы сказали святые отцы, потому что, соглашаясь с какими-то мыслями, услаждаясь греховными или воспоминаниями, или представлениями, мы допускаем злую силу воздействовать не только на наши мысли, а в дальнейшем и на всё наше существо.
Как, казалось бы, мы хотели, чтобы наши ближние жили лучше, правильнее, честнее, и мы стараемся их поучать, настаиваем на своем, – а в итоге получается раздор…
Порой, бес прячется под благими намерениями. Как, казалось бы, мы хотели, чтобы наши ближние жили лучше, правильнее, честнее, и мы стараемся их поучать, настаиваем на своем, – а в итоге получается раздор, в итоге получается конфликт. И вместо хорошего – мы получаем только плохое. А ведь это тоже страсть, и это страсть гордыни, когда мы считаем себя выше того человека, которого мы пытаемся чему-то научить, или что-то предложить ему сделать благое. Поэтому здесь надо быть чрезвычайно осторожными, надо понимать, что кто хочет первым быть, тот да будет всем слугою, ведь так говорит Христос. И если ты пришел к кому-то на пир, садись не на первое место, а на последнее; и если хочешь быть бо́льшим, то стань меньшим. Именно об этом говорит Евангелие. Вопреки вот этой бесовской воле, вопреки этой бесовской гордыне. Когда мы любим, мы отдаем себя, всего себя, до конца, до креста, как дал нам пример Сам Христос. И вот это тоже очень важно нам понимать.
Мы просим и хотим стать добрыми, честными, праведными, но в глубине нашего сердца звучат слова: «Господи, как же нам хорошо здесь, с нашими страстями…
Порой мы молимся, чтобы Господь избавил нас от наших грехов, от наших страстей, – ведь чтобы избавиться от страсти, нужно прежде всего наше желание. Господь обязательно поможет, если будет наше желание и стремление сделать это. Но когда мы молимся о страстях, нам надо понимать, вернее вспоминать одно место из исповеди святого блаженного Августина. Когда он вел разгульную, свободную жизнь, он молился: «Господи! Избавь меня от этой жизни!» Но, как он сам признается, в глубине его сердца звучали слова: «Господи, но только не сейчас!». Вот часто молитва наша подобна молитве блаженного Августина. Мы просим и хотим стать добрыми, честными, праведными, но в глубине нашего сердца звучат слова: «Господи, как же нам хорошо здесь, с нашими страстями, когда мы лучше всех, когда мы не такие, как эти грешники, которые нас окружают. Когда такие сладкие плотские страсти, когда множество соблазнов в этом мире, и как хотелось бы их все попробовать». И поэтому, в нашей молитве часто не бывает искренней просьбы к Господу избавить нас от того, что мы называем нашими грехами и страстями. Постараемся избавиться от этой злой силы, братья и сестры, и искренними нашими молитвами, и участием в Таинствах Церковных, чтобы наша душа была чиста, чтобы она была вместилищем благодати Божией, а не злой силы. Аминь.
С праздником вас!