Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Христос исцелил в субботу женщину, страдающую тяжким недугом.
Господь очень часто совершал некоторые чудеса в субботу. Иногда Он субботу соблюдал, иногда не соблюдал. И соблюдал Он тогда, когда иудеям казалось, что Он ее нарушает. Но нарушения не было. Поскольку иудеи понимали закон превратно, и часто для них суббота и до сегодняшнего дня является большим затруднением в ее исполнении. Ветхозаветный закон о субботнем покое был самый древний закон, но этот закон предусматривал покой от внешних дел. Субботний покой являлся священным временем. Он был установлен Самим Богом, и поэтому это время было священное, которое человек обязан был использовать для дел благотворения, посвящать этот день Богу. Это было священное время, и оно осмысливало весь ритм жизни человека. Фактически человек понимал, что время священное, и если он не будет посвящать его Богу, то он потеряет помощь Божию для себя. Время священное, которое человек должен посвящать Богу, было неизмеримо мало, а время, которое он посвящает на свои труды и нужды — оно было шесть дней, в отличие от одного дня. И этот ритм был утвержден в Ветхом Завете.
И вот повествуется, что Господь в субботу исцеляет женщину. Здесь видно, что сам закон предусматривал успокоение от дел, но там не запрещались дела помощи, благотворения ближним и нуждающимся людям. Это не входило в запрет, так же как не входило в запрет и то, что обычные дела, которые человек должен совершать в отношении даже своего скота — накормить и напоить, даже не считалось грехом. И вот мы видим, что Господь и укорил начальника синагоги, который вознамерился воспротивиться этому событию и указал народу, что есть шесть дней, в которые вы должны приходить и исцеляться, а в день субботний это не положено. И Господь посрамил его и сказал ему: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?». И этим закон не нарушается. Здесь, когда страдает человек, разве не положено оказать ему помощь?
В Евангелии мы видим, что женщина, которая получила исцеление — она находилась в храме в субботний день. И это показывает, что она была благочестивой и искала помощи Божьей от своей болезни у Бога, в первую очередь, молилась и, вероятно, получала утешение. Священное Писание говорит, что она была «дщерь Авраамова», то есть из рода иудейского. В Евангелии сказано, что эта женщина страдала очень долго. И также евангелист упоминает о том, что ее связал сатана. Отсюда и заключаем, что многие болезни могут у человека появляться не по естеству, но под влиянием духов злобы. И святые отцы поясняют, что болезни, которые могут происходить и в теле человека — они чаще всего начинаются с духовных проблем и тяжелых грехов, которые потом становятся следствием тяжелых недугов. Женщина не была бесноватой, но по попущению Божьему ее тело было скрючено, потому что связал сатана и удручал ее 18 лет. И, наконец, святые отцы обращают внимание на то, что она получила помощь в день субботний и говорят, что, вероятно, была проблема духовная, которая послужила причиной для вот такой тяжелой болезни. И дальше святые отцы поясняют, что грех действительно способен связать сначала душу человека и потом открыть доступ духам злобы для тяжелого различного влияния на человека, будь то на физиологию, на психику, на состояние ума и различные другие влияния. Отсюда мы видим, что грех способен связать душу не менее тяжко, и особенно тяжелые грехи являются причиной того, что человек, будучи связан тяжелыми грехами, как сребролюбие, блуд, вероломство, предательство и другими тяжелыми грехами, которыми он может согрешить — они могут являться причиной того, что внешне человек может как будто бы и не страдать, но он ощущает невыносимую тяжесть на душе и даже неспособность возводить свой ум и свой взор к небу, потому что что-то ему не дает, потому что таково свойство греха — привязывать человека и пригибать к земле настолько, что он становится неспособным ни ощущать свое бедственное состояние, ни понимать, что с ним происходит и не может ощутить ту первую помощь, которую он начинает искать даже в покаянии и чувствует, что ничего не меняется… Свойство этих тяжелых болезней таково, что требуется время для исцеления души и тела.
И последнее, на что мы можем обратить внимание в этом Евангельском чтении, это то, что духи злобы способны влиять на человека, не просто его искушая, но когда человек открывает сам доступ к своей душе. Человек способен начинать страдать, и весьма серьезно. И апостол в сегодняшнем чтении, мы слышали, говорит, что «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным». Это означает, что искусство влияния на человека духов злобы слишком велико, иногда для нас скрыто и непостижимо. Духи злобы способны наносить нам удары справа и слева, со всех сторон, и, оставаясь при этом невидимыми, они способны не только скрываться тщательно, но и сами себя отрицать, отрицать свое существование, и человек видит причину вовне, в обстоятельствах, в других людях и не понимает, что страдает тяжело от реальных бесовских наваждений и искушений. Они способны налагать на человека цепи, оковы, которыми человек обременяется и не понимает, что это действие духов злобы. Духи злобы способны налагать на человека оковы, которые ему кажутся приятны: будь то сребролюбие, будь то наслаждение какими-то благами. И он не понимает, что эти оковы могут быть как золотыми, так и тягостными и невыносимыми, и при этом не понимать воздействие духов злобы.
Именно в течение различных времен поста, когда мы особенно бываем способны и исправляться, и приносить покаяние, и возносить молитвы к Богу, духи злобы особенно свирепствуют и наносят нам величайшие скорби, несчастия, проблемы. Нам нужно понимать, что постом особенно и полезно нам не терять это время, когда молитвы наши могут становиться более действенными. Наши даже малые исправления в личной жизни могут помочь получать некоторую помощь и изменения и в нашем здоровье и в наших делах, в нашей суете.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем!
Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Тайн! Именинников поздравляем с Днем Ангела!