Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы слышали Святое Евангелие, повествующее о беседе Христа Спасителя с самарянкой Фотинией у древнего колодца, ископанного в пустыне еще праотцем Иаковом. И, как говорит апостол Иоанн Богослов, Иисус Христос, «утрудившись от пути, сел у колодца». Ученики удалились в город за пищей и, в это время, к колодцу подходит женщина из Самарии набрать воды.Иисус просит у нее дать Ему пить и начинается разговор самарянки и Иисуса.
Наверное, нет смысла излагать всю эту беседу, тот, кто пришел вовремя на Литургию, те слышалиЕвангелие. Хочу обратить лишь ваше внимание на одно место.
Когда женщина узнала, что перед ней не просто путник, но Тот, Кто провидел всю ее жизнь и сказал ей:«правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» (Ин.4, 17-18), то она воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк» (Ин.4, 19).
Затем эта женщина самарянка обратилась к Нему с вопросом не житейским, не бытовым, а спросила, где должно поклоняться Богу – на горе или только в Иерусалиме?
Господь отвечает ей очень серьезно: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4. 20).
И вот здесь, братья и сестры, есть очень серьезный момент, на который нужно очень пристально обратить внимание – это вопрос о том, на каком месте, на какой горе надо поклоняться Богу, то есть какие внешние действия в религии будут правильными.
Господь же открывает ей Самого Себя как Мессию и говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 24). Такое понимание было новым для людей того времени, ведь иудаизм как раз придерживается и определенного места поклонения и правильных молитв в нужное время.
Господь же говорит слова, которые и сейчас трудно истолковать, несмотря на то, что прошло уже 2000 лет с того времени, и многие пытались это сделать. Но как часто порой бывает, наше религиозное сознание возвращается к этим самым временам, и мы тоже начинаем думать и спрашивать: « а как же правильно поклоняться, когда и сколько, и что стоит за всем в храме и в самих молитвах?».
В наших молитвах встречаются трудные для понимания места и вот, я взял небольшой кусочек молитвы подготовительной ко Святому Причащению, и стал обращаться с вопросом к близким мне людям, что же означают эти слова? Я обращался не только к мирянам, среди вопрошаемых были и семинаристы, и священники. Так вот, никто из них не мог правильным образом понять эти слова. На самом деле, не так уж и много надо было прилагать усилий для понимания того, что говорит молитва, ведь можно было найти русский перевод этих молитв или попытаться самим осмыслить, но нет, мы продолжаем просто читать молитвы, даже не понимая их смысла. В итоге, молитва получается как абсолютно механическое действие, которое не касается нашего сердца.
Пойдем дальше. А знаем ли мы Божественную литургию? Понимаем ли мы, что означают слова Евхаристического канона и что за ними стоит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще?». Не каждый сможет ответить на этот вопрос.
Другой вопрос: «Почему мы причащаем младенцев?». Что это для нас -чисто внешнее действие для того, чтобы Господь дал силу и здоровье, и благополучие нашим малышам?
Многие ли могут объяснить, что такое Таинство Соборования, кроме того, чтосемь раз нужно помазаться маслицем. И вот таких моментов в нашей Церкви очень и очень много. Большей частью мы не можем понять, чтоже скрыто за священнодействиями, за молитвами, что они означают и получается так, что только внешне молимся и внешне воспринимаем Таинства Церкви, не задумываясь об их смысле и содержании.
И поэтому на первый план встает вопрос, какже правильно поступить. Что внешнее сотворить такое, чтобы снискать милости Божией?. И вот, опять и опять, мы слышим в храме беседу Иисуса Христа с женой самарянской, в которой говорится, что Богу надо поклоняться не в том или ином месте, не теми или иными действиями, а поклоняться в духе и истине. Может, у нас с вами не хватит времени полностью понять смысл Божественной литургии, сделать понятными для понимания все наши молитвы, может мы не осознали всего этого. Но, братья и сестры, в глубине нашего сердца должно жить ощущение, что Господь рядом с нами, что Он близко к сердцу человека не только в этом храме, но и вне его стен, а значит — можно обращаться к Нему от сердца, из глубины своей души искренно и истинно. В нашем устроении есть составляющая, которая может быть «лицом к лицу с Богом». Бог может быть нам близок так, как даже не близок к ангелам. Еще важно понимать, что Господь не где-то вовне, ближе к солнцу, а Он внутри, в сердце нашем. Недаром апостол Павел говорит: «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3,16). В другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога и вы не свои?» (1Кор.6,19).
И вот это искреннее и сердечное осознание того, что мы ходим пред Богом, как говорил Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.(Ин.15,15), должно приводить нас к мысли, что во всем мы должны изливать душу пред Господом и помнить, что каждый наш шаг, каждый наш вздох, каждое наше действие, более того, и грехи наши — пред очами Божиими, потому что Он близ находится и никогда Он не отойдет от нас, мы сделались Ему настолько своими, что Он отдал Сына Своего Единородного,дабы каждый из нас не погиб, но был спасен: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3, 16-17).
Аминь!