15.01.2023, Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Преставление (1833), второе обре́тение мощей (1991) прп. Серафима Саровского, чудотворца

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Приближается праздник Крещения, и Святая Церковь готовит наше сознание к восприятию этого праздника. В сегодняшнем Евангельском чтении мы уже слышали повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь.

Здесь, в этом Евангелии, есть несколько сложных мест, которые требуют нашего рассмотрения и понимания. Мы видим, что апостол Марк, начиная повествовать об Иоанне Крестителе, напоминает иудеям, что существовало древнее пророчество и оно предсказывало, что Мессия придет, но прежде явится Предтеча, который возвестит о Нем и укажет Его. Древний пророк назвал его гласом вопиющего в пустыне. Когда же иудеи спрашивали самого Иоанна Предтечу: «Кто ты и почему ты крестишь?», он также назвал себя гласом вопиющего в пустыне. В современном употреблении это выражение стало некоторым наименованием бесплодности гласа, которого никто не слушает. Но в Священном Писании много таинственных мест, и нужно понять, что тогда, когда начинает говорить Бог, то и пустыня отвечает.

Есть несколько пониманий, что такое пустыня. Многие представляют её, как пустынное безводное место, наполненное злыми и хищными обитателями. По общему мнению святых отцов пустыней называется душа человека, живущего без Бога. Она наполнена различными страстями и пороками, которые, как хищные звери, терзают душу. Но в данном месте святитель Иоанн Златоуст объясняет, что пустыней назван еврейский народ, который имел большие обетования, чудеса, большие благодатные силы и Закон, но не устоял в этом и часто согрешал. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что народ еврейский был нераскаянный, надеясь на то, что происходил от благородного рода праведного Авраама. Он надеялся, что поэтому спасение ему обеспечено. Апостол Павел поясняет, что, погружаясь в грехи, еврейский народ старался поставить свою праведность выше правды Божией, не повинуясь Богу.

Нам нужно знать, что крещение Иоанна, которое он начал в пустыне на реке Иордан, собирало к нему множество народа, и народ слушал его проповедь. Крещение Иоанна было крещением покаяния, но ещё не давало прощения грехов. Прощение грехов человеку стало возможно только после крестных страданий Спасителя. И сам Иоанн Креститель говорил: «…я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк.3:16). Когда Предтеча указал на Спасителя, Который пришел креститься, то многие из иудеев были удивлены, полагая, что Спасителя уже нет в живых после избиения младенцев при Ироде. Они удивились, увидев Его. Так говорит Иоанн Златоуст.

Крещение Иоанново было только предзнаменованием того, что должно было произойти в будущем. Действительно, такая возможность получить необычное крещение захватила дух еврейского народа, потому что многие знали, что только древние пророки получали такое просвещение от Духа в виде огня. И это просвещение было необычным, потому что все пророки получали необычные дарования. Поэтому толпы народа устремились в пустыню.
К Иоанну Крестителю приходили разные сословия, и он обращался с проповедью покаяния, подготавливая народ к пришествию Мессии. Иоанн Креститель, обращаясь к людям, говорил некие образные, символические вещи, которые изображены на его иконе. Мы услышим, что он обращался ко всем сословиям и предупреждал многих, говоря: «…Сотворите же достойные плоды покаяния…» (Лк.3:8). Это очень важный призыв, который актуален и сейчас. Иоанн Креститель употребил и такой символ: «Уже и секира при корне дерев лежит…» (Мф.3:10). Святитель Иоанн Златоуст поясняет эти слова и обращает внимание, что секира приближается не к ветвям, не к стволу, но к корню. Это означает, что для человека, не приносящего достойного плода покаяния, посечение неминуемо. Он может в любой момент лишиться жизни. Поэтому очень важно человеку, знающему Закон, не пренебрегать им. Объяснив это, Предтеча говорит и о будущем. Он упоминает ещё один необычный символ и говорит о Мессии: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое…». Здесь важно понимать, что если прежде Иоанн Креститель угрожал наказанием, то теперь он говорит о будущем Суде, который обязательно произойдет. Бог очистит пшеницу от плевел и соломы. И сказано, что Господь «…солому сожжет огнем неугасимым» (Лк.3:17). Эти очень важные символы даны и для нас. Нужно помнить, что самое опасное для нас – остаться бесплодным от добрых дел. Всякое доброе дело зарождается внутри человека и только потом выражается в правильных, добрых поступках. Поэтому важное, добродетельное дело, которое должен начать выполнять человек – это внимательно анализировать и исправлять свой внутренний духовный мир в соответствии с Законом Божиим. Аминь.