15.07.2015, Воскресная проповедь

Протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, наверное, нельзя найти более разных людей, чем те апостолы, память которых мы празднуем сегодня. Петр простой рыбак и Павел, ученейший муж. Один знал Христа и был в числе его учеников, другой напротив, был его гонителем и узнал Христа только после прозрения. Даже смерть их была разной: Апостола Петра распяли, а апостолу Павлу усекли главу. Но их память Церковь начала праздновать совместно очень рано. Буквально с 3-го века нам известно, что в этот день почитали обоих апостолов и Петра и Павла.

И, наверное, это потому, что внутренне они были очень похожими и одинаковыми людьми. Внутренне, я имею в виду горение сердца их, которое могло быть только потому, что любовь к своему учителю и людям, ради которых он пришел, они пронесли через всю свою жизнь. Сегодня мы с вами на божественной литургии слушали чтение «Апостола», где апостол Павел рассказывал, через какие невероятные трудности и испытания ему довелось пройти. Он был и в тюрьме, его и гнали и бичевали, забрасывали камнями и корабль несколько раз тонул, когда Павел был на нем. И апостолу Петру пришлось вытерпеть не меньшее. Мы до сих пор знаем, что существуют узы апостола Петра, которые являются христианской святыней, и он претерпел много бед и несчастий. Но, братья и сестры, эти испытания невозможно было бы претерпеть, невозможно пройти, если бы не было главного в сердцах апостолов — это той любви, которую Господь принес на нашу землю. Любви божественной, любви, которая все преодолевает. Конечно, сейчас понятия о любви очень сильно извращено, что только любовью не называют, но надо более внимательно посмотреть, как писал о любви апостол Павел. Он говорит, что: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, если я имею и такую веру, что бы даже и переставлять горы, а любви не имею, то это ничто. И если я отдам все имение мое и предам тело, чтобы его сожгли, нет в этом никакой пользы.

Это действительно страшные слова, потому, что все наши земные труды будут напрасны, если мы не воспитаем в сердце своем христианскую любовь. Апостол Павел продолжает дальше: «Любовь долготерпит, милосердствует, она не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде. Радуется же истине, все долготерпит, все покрывает и обо всем милосердствует. Вот в этих кратких словах апостол Павел сумел выразить всю суть нашей христианской веры, все к чему мы должны стремиться, потому, что вера наша все-таки по большому счету, это дар Божий. А вот любовь христианскую необходимо в нашем сердце воспитать. Она достигается тем, что исполняем мы заповеди Христовы или вот то, что перечислил апостол Павел. Любовь христианская не ищет своего, а ведь часто за любовь мы принимаем то состояние, когда хорошо нам. Любовь христианская говорит об ином. Если мы любим, значит, хорошо мы должны сделать тому человеку, которого мы любим, а Господь говорит нам: «Заповедь новую даю вам!». Заповедь о любви была дана и в Ветхом завете, а что же это за новая заповедь, которую дает Христос? Любите врагов ваших и благотворите тем, кто проклинает вас, и молитесь за обижающих вас. Вот действительно новая заповедь, заповедь христианская и та любовь, к которой мы должны стремиться, каждому человеку, независимо хорош он или плох, дальний он или близкий. Потому что, как говорит Евангелие, если мы любящих нас любим, то какая нам в этом польза? Ведь тоже делают и язычники. И Господь принес на землю Новую Заповедь. И вот этой новой любовью возлюбили ближних своих апостолы Петр и Павел.

И эта любовь двигала их жизнью, она заставляла делиться тем, что они имеют внутри себя – радостью, миром, благоденствием — которая дает любовь к Христу. Без нее мы ничто, без нее мы не можем считаться даже учениками христовыми. И нам надо задуматься об этом братья и сестры и вглядеться в образ двух апостолов и понять, что же ими двигало, когда они совершали такие великие подвиги. И что через единственную проповедь апостола Петра, которая была произнесена им сразу после пятидесятницы, приобщилось сразу к Церкви три тысячи человек. А ведь мы, сколько не говорим, сколько не проповедуем, то только несколько человек пришли и поставили по нашему слову свечки в храм. А и так бывает, что слово наше не касается никого. И наверно потому, что нет в нас этого горения, нет в нас этой любви, которая была у апостолов. И они не были совершеннее, чем мы, они не были какими-то сверхлюдьми. У них были те же самые немощи. И книга деяний апостолов и послание апостола Павла говорят об этих немощах чисто человеческих. Но в них было одно, которое сделало их святыми и которое приобщает и нас с вами к Церкви Христовой!
Аминь!