Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором рассказывалось о чуде Господнем, об умножении хлебов. Множество народа шло за Христом, и однажды, в пустынной местности, день уже стал склоняться к вечеру. Ученики подошли ко Христу, и обратили Его внимание на то, что людей надо отпустить, ведь у них здесь совершенно нет еды. А людям нужно покушать и отдохнуть. Но Господь говорит: «Вы дадите им есть». Ученики отвечают: «Как же так? У нас нет! Только немного хлеба и рыбы», – «Принесите их мне сюда» – говорит Христос. Евангелие говорит нам, что воззрев на небо, Он благословил пищу, раздал всем кто был в этом месте. Все насытились и ещё много что осталось. А ядущих, как говорит Евангелие, было пять тысяч человек, кроме женщин и детей. Но если их прибавить, – наверное тысяч восемь-десять, – насытились пятью хлебами и двумя рыбами.
Дорогие братья и сестры, мы можем в глубине понять значение этого чуда, если обратимся к Ветхому Завету, и посмотрим, что же там говорится о пище, которую Бог дал человеку. При творении Господнем, как говорит Библия, человеку дана была трава с семенами и плоды деревьев. И Господь даёт это человеку как дар, и не только пища была человеку, – весь этот мир со всей его красотой, со всем благолепием дан человеку как дар, который он должен был хранить и возделывать. И вот это отношение к пище, оно всегда прослеживается в Ветхом Завете. Там нет противопоставления на духовное и материальное, но всё, что есть в мире, всё творение Господне, – оно предназначено для того, чтобы человек приобщался к Божественной жизни. «Вкусите и видите, яко благ Господь», «И вино веселит сердце человека», – и множество других можно цитат привести, где Библия говорит о том, что человеку этот дар дан, как радость, как исполнение всей полноты Божественной жизни, как то, что он должен преображать всеми силами своей души.
Грехопадение тоже совершилось через пищу. Когда дары используются не правильно, то всегда здесь начинается грех и зло. Когда человек вместо обычной пищи переедается, или вместо вина упивается, или, как царь Давид, имея гарем возжелал ещё одну жену, – вот здесь грех входит в человека. И отражается на всем Божественном творении. Грехопадение совершилось через вкушение того, что Господь вкушать не благословил, то есть через пищу. И вот теперь в Новом Завете, через пищу Господь восстанавливает то, что было утеряно в райском саду. То самое Богообщение, которое разорвал человек, – вновь восстанавливается, вновь собирает Господь через этот хлеб и эти рыбы людей вокруг себя, и не даром Евангелие говорит об этом остатке, потому что призваны не только те, кто находились со Христом, а призваны все, каждый человек участвовать в этой самой трапезе Господней, и разделить ту благодать и радость, которую Он нам дал.
Будем помнить об этом, братья и сестры, будем помнить о том, что пища – это дар Божий, который может приобщить нас к высокой духовной Божественной жизни. Будем помнить, что этот мир дан нам для нашего с вами счастья. Конечно, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит нам, что «Мир во зле лежит», но этот мир мы призваны преобразить. Если мы будем находиться в Царствии Небесном, если мы будем разделять со Христом Его трапезу, а она предложена нам и сегодня на Божественной Евхаристии – мы все должны в ней поучаствовать. Если мы будем жить с такой благодатью, с такой радостью, с такой приобщенностью к Богу. Мы должны осознавать, что у нас задача – преобразить этот мир, лежащий во зле, и в первую очередь – победить грех, который в нашей душе для того, чтобы и весь остальной мир был преображен нашей с вами жизнью. Вот об этом нас заставляет задуматься сегодняшнее Евангелие, которое мы с вами слышали.
Давайте с вами размышлять, вдумываться, вчитываться в Священное Писание, которое нам дано, не только Евангелие, а и Ветхий Завет, потому что только в сочетании Ветхого и Нового Завета может быть нами понята та полнота, та мудрость, те дары, которые нам даёт Господь. Аминь. С праздником вас!