Проповедь, протоиерей Виталий Лихонин
Дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк.,8:26-39) мы слышали повествование об исцелении двух гадаринских бесноватых (в Евангелии от Матфея было упомянуто два бесноватых). Один из них был наиболее силен и, как повествует Священное Писание, разрывал в клочья любую цепь и колодки, жил в погребальных пещерах, перемещаясь по всему району, по всей области окружающей Генисаретское озеро. Озеро расположено в северной части Палестины и являлось для многих людей устрашением. Господь пребывает со своими учениками в эту землю и Его буквально встречают бесноватые, криком лютым взывая: «по что пришел мучить нас?». Господь повелевает бесам выйти. И что мы видим? Бесы просят у Христа разрешения выйти в стадо свиное, которое находилось рядом, которое пасли слуги недалеко от того места, где был Иисус. Вот это первый камень преткновения. Для иудеев свинина — есть табу. Даже прикосновение к свинине является осквернением. А там паслось стадо практически в тысячу свиней! Как такое могло быть? Все прекрасно понимали, что это было нарушение закона, но деньги оказались дороже. Поэтому в таких благоприятных для выращивания свиней условиях, на вольном пастбище, как раз и находилось такое стадо. Повторюсь, это нарушение, очень жесткое, очень тяжелое нарушение закона было у иудеев. И Господь совершает два дела милосердия сразу. Удивительное дело милосердие! Первое. Он очищает бесноватого, Он изгоняет бесов. Он возвращает бесноватому разум, рассуждение, спокойствие, здоровье. А бесы, вошедшие в свиней, бросают тех с обрыва, и свиньи утопают. Т.е. Господь убирает источник греха. Слуги, побежавшие по селению, находившемуся рядом, рассказывают случившееся хозяевам и те, придя к Иисусу, казалось бы, что должны сделать? Господь, не наказывая их город никакими карами за тяжелый проступок, просто отнимает у них источник греха. И они просят Иисуса: «Уйди из наших пределов, уходи от нас». Тоже самое мы слышим и сейчас, когда многие люди свидетельствуют о том, что они являются атеистами. Но по факту реально неверующих в Бога людей практически нет. Есть те, кто не хотят знать Бога, кто гонит Бога из своей жизни. Почему? А потому, что они также как и жители этого поселения боятся, жутко боятся: вот придет Господь и отнимет у нас то, что нами лакомо. Мы в этом грехе как свиньи в грязи валялись. А вот Иисус придет и все отнимет. Нас не тронет, нас не накажет, но нашу сладость отнимет: прибыль отнимет, какие-то изыски житейские, приключения блудные, все, что угодно, возьмет и отнимет. А людям в этом хорошо! Они этим наслаждаются! Они понимают, что это грех, потому что даже в неверующем обществе было сознание всегда хорошего и плохого. Я думаю каждый из нас помнит прекрасно советские стихи «кроха сын пришел к отцу и спросила кроха…». Что такое хорошо, а что такое плохо в любом, даже неверующем обществе, всегда было четким постулатом. Но люди все равно предпочитают быть в грехе. Поэтому, когда мы говорим о просвещении неверующих людей рядом с нами, когда мы говорим о том, что надо атеистов просветить, убедить, что Господь есть, мы совершаем глупость. Убеждать можно действительно тех, кто не ведает Бога, а не тех, кто избегает Его! Кто страшась, прячется от Бога. Когда порой Господь Сам приходит к этим людям, они стараются со злобой Его вытеснить из своей жизни. Мы это встречаем сплошь и рядом вокруг нас: в среде коллег на работе, которые злобно могут и яростно воспринимать даже упоминания о постах, праздниках, молитвах и прочее. Это есть богоборчество. Не обязательно казнить христиан и сжигать их на кострах, как это было во времена римских императоров-богоборцев. Не обязательно запрещать христианство по всей стране, достаточно и того, чтобы люди гнали Христа из своего сердца, тогда и сердце будет мертвым.
Как же быть каждому верующему человеку в такой ситуации? Молиться, дорогие мои. Ведь мы знаем прекрасные слова, апостольские, повторенные многими и многими святыми: «То, что не под силу человеку, всегда под силу Богу». То есть немощь человеческая — сила Божия. Вот молитва — это то, что всегда с нами. Молитва о здоровье, о благоденствии себя, своих семей, близких, родных, знакомых, нашей страны, рода нашего, о том, чтобы Господь благословил нас или наших близких, знакомых в дорогу, в путешествие, о чем угодно. Молитва — она универсальна. Единственно, конечно, молитва должна быть искренней. Мы должны действительно желать от всего сердца того, что мы просим! Вот так, как порой мы просим у Бога здоровья или помощи, также мы должны просить и о том, чтобы Господь растопил лед сердец тех, кто является современным богоборцем. Если наша молитва будет настоящей, то и помощь Божия неизменно скажется на нас, на нашей стране, на нашем окружении. Если молитва будет умножаться, то и помощь эта придет скорее. Все зависит от нас, дорогие мои, от всех верующих людей. И молитва эта может звучать как в храме, так и дома, на работе, в транспорте, где угодно. Потому что нет ни преграды, ни условностей для молитв христианских. Нет условностей временных: можно молиться ночью, можно молиться днем — Господь всегда и везде принимает голос нашего сердца! Хотелось бы, чтобы голоса сердец верующих людей звучали ярче и горячее, потому что тогда мы действительно, может быть, сможем увидеть те перемены, о которых мы просим Господа. Храни вас Господь!