Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Накануне Великого поста Святая Церковь даёт нам последнее напутствие и напоминает нам нечто важное для предстоящего подвига поста – о событии Адамова изгнания, чтобы мы как его потомки и наследники его природы помнили о своём состоянии и о своём предназначении. Когда человек обитал в Раю – ему уже там была дана Заповедь и указан был путь спасения, а широта этого пути была такова, как и широта райской земли. Но после грехопадения путь спасения стал узок, тернист и труден. Он стал зарастать тернием и всё менее стал виден. А в сознании человека он стал всё более стираться и приходить в забвение.
Но, рассмотрев, чего требует апостол Иаков, мы увидим, что он требует дел веры, а не добрых дел падшего естества нашего
Христос, придя на землю, вновь напоминает человеку о пути спасения и говорит о двух путях: широкий, ведущий в погибель, и узкий, ведущий к спасению. Самим признаком спасительного пути становится его узость и малоприметность. Путь спасения становится настолько скрытен, что Сам Христос предупреждает о том, что «…многие взыщут его найти и не возмогут». Отсюда для нас, христиан, весьма важно иметь точные определения пути спасения. Тайну пути спасения может помочь понять следующее. Церковь учит, что человек спасается только верою. А вот у апостола Иакова находим требование непременно и добрых дел, он научает, что «вера без дел – мертва» (Иак.2:20). Но, рассмотрев, чего требует апостол Иаков, мы увидим, что он требует дел веры, а не добрых дел падшего естества нашего.
Чем отличаются дела веры от добрых дел падшего естества, которых гнушается Бог?
Евангелие учит, что мы после грехопадения праотца Адама стяжали лжеименный разум, или разум падшего естества нашего, который человеку нужно отвергнуть. Чем отличаются дела веры от добрых дел падшего естества, которых гнушается Бог? Всмотритесь в Новый Завет и во всё Священное Писание: вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, и что это исполнение называется делами веры, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, а без них она мертвая, как лишенная всякого движения. И, напротив того, Вы найдете, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца – воспрещены и отвергаются Богом. Послушаем, что говорит святитель Игнатий Брянчанинов о добрых делах падшего естества: «В наш век, гордый своим преуспеянием, большинство человеков, провозглашающее себя и христианами, и делателями обильнейшего добра, устремилось к совершению правды падшего естества, отвергнув с презрением правду евангельскую». Если мы — христиане, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни имел достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, и пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его и предаться водительству веры, и творить дела веры. Вот и мы, вступая в Великий пост, остережемся совершать добрые дела падшего естества, чтобы, имея немощную молитву, не лишиться хоть маленькой пользы от своих правильных трудов в доброделании. Аминь.