Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, , сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором читался отрывок из Нагорной проповеди Христа. Это обращение Спасителя к народу, в конце которого прозвучали слова: «ИщитежепреждеЦарстваБожия и правдыЕго, и это все приложится вам (Мф.6, 33). И вот эти слова в Евангелии звучат очень часто. Иногда говорится о Царствии Божием, о Царствии Отца, но все они суть есть Царство Небесное, о котором постоянно говорит Иисус Христос. Об этом и все Его притчи. Можно даже сказать, что ради проповеди Царствия Небесного Он и приходил сюда к нам.
Постепенно, понятие о Царствии Небесном становилось у нас все менее понятным, чем было у первых христиан. В молитве Господней мы слышим: «Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…».
Что же это для нас означает? Ведь часто мы по привычке, механически, произносим эти слова, не задумываясь о сути того, чтоже мы просим. Конечно, это трагедия для нас ,и может быть,это отдельный разговор и отдельное обращение на самого себя, внутрь себя, чтобы наши молитвы зазвучали со смыслом. Но, каждый раз, когда мы произносим молитву «Отче наш», а произносим мы ее не один раз в день, а чаще, мы просим: «…да приидет Царствие Твое…».
Древняя Церковь понимала Царствие Божие, как встречу с Богом, и тогда не нужно было никаких толкований, все было — абсолютно самоочевидно. Чем же еще может быть для нас Царствие Божие, как не встреча со Христом.
Когда человек встретился с Богом, когда обновился в купели и сошел на него Дух Святой, тогда человек после этой встречи, после восшествия в Царствие Небесное, живет новой жизнью, жизнью светлой, чистой, жизнью с Богом. В новой жизни он радуется тем дарам, которые подает ему Господь, он ощущает благодать в своем сердце, и свет Христов озаряет всю его жизнь.
В своей жизни мы можем спотыкаться, мы можем изменять Царствию Небесному, но главное, чем должна стать наша жизнь – это жизнь в этом Царстве, стремление к Нему, вхождение в Него вновь — через покаяние.
Есть только одно видимое воплощение Царствия Божьего здесь, на земле – это Божественная литургия, на которой мы находимся сейчас. В начале Литургии священник произносит слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа» и мы, находящиеся здесь, входим в это Царство Небесное, потому что Господь с нами и, уже видимо, это происходит во время Причащения. Всегда, когда мы с вами в единении с Господом, мы чувствуем единение и между собой. Мы чувствуем тогда благодать Святого Духа, которую обещал Господь своим ученикам. Я, конечно, говорю о чувстве идеальном, которое должен испытывать каждый человек, приходящий в храм. Но эти чувства тоже забываются. Поэтому мы не причащаемся все вместе, поэтому и забываем о том, что для нас есть Царствие Божиеи где мы можем найти Его здесь на земле.
Хорошо, что родители приносят своих младенцев на Причастие, но печально, что сами при этом не причащаются. Что означает такая отстраненность родителей от Причащения?
Они как бы говорят: «Господи, возьми в Твое Царствие моего маленького ребеночка, но не надо брать меня, я останусь поодаль от Твоего Царства». Это совершенно не правильно.
Давайте подумаем над тем Евангелием, которое было прочитано сегодня. Эти слова: «Ищите же прежде Царства Божия… и все остальное приложится вам», можно повторять вновь и вновь, ведь Царство Божье внутри нас и воплощается оно здесь, в Церкви Христовой.
Помните об этом, братья и сестры. Постараемся быть едиными со Христом, соединяясь с Ним на Литургии в Таинстве Евхаристии, постараемся помнить всегда, что мы живы только тогда, когда мы в Боге, когда мы в любви со Христом и друг с другом, когда мы с благодатью Святого Духа.
Аминь!