Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
В сегодняшнем Евангелие мы слышали о том, как Господь исцелил слугу сотника. Как говорит Евангелие, Господь шёл в Капернаум, и вот к Нему подошёл человек, – римский воин, с просьбой исцелить своего слугу, который тяжело болел. И Христос отвечает – «Я приду и исцелю его», но сотник в ответ произносит такие слова: «Господи, я не достоин, что бы Ты вошёл под мой кров. Я тоже человек подвластный, – я говорю одному – иди, – и идёт, и другому – прииди, – и приходит. Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Конечно, тем самым он хотел сказать, – я вижу, что Ты человек Божий, что Тебя слушает Бог, зачем Тебе утруждаться, – вокруг Тебя столько народу. Если Ты попросишь Господа, то всё возможно через Твоё прошение, и конечно же выздоровеет тот, о котором просишь Ты. И Господь восклицает: «Истинно говорю вам, и в Израиле Я не нашёл такой веры! Говорю же вам, что многие придут с востока и запада, и возлягут на ложе Авраама…».
Опять эта притча не о том что было, но о том, что есть сейчас. Сотник – оккупант, человек, у которого в подчинении сотни воин. Эта сотня воин располагалась в Иудее, что бы те не вздумали бунтовать, потому что Иудея была завоёвана в то время Римской империей. Эти солдаты были ненавидимы всеми людьми. Иудеи хотели свободы. Они даже Мессию видели не как Господа, пришедшего спасти от греха и смерти, а как политического владыку, который освободит израильский народ от гнёта чужеземцев. Их ненавидели больше всего; пожалуй, больше, чем сборщиков подати. Конечно же, это именно они и убивали, и насиловали, и делали много зла в израильской земле. И вот к такому человеку Господь хочет прийти, и вот такого человека Господь слышит, и исцеляет его слугу. Не пример ли это для нас? Господь говорил притчу о милосердном самарянине, а теперь самим словом явил – кто такой наш ближний – этот ближний может быть очень злым человеком, этот ближний может быть совсем не добрым, но в те моменты, когда он попадает в беду, он обращает к нам свой взор, просит о помощи, и должны мы забыть ему все прежние обиды, и помочь человеку. Более того, наше отношение не должно зависеть от того, какой человек, во что он верит, и верит ли вообще во что-нибудь. Вокруг нас очень много людей, совершенно равнодушно относящихся к религии, среди нас много людей иной веры, среди нас множество трудовых мигрантов, которые приехали для того, что бы прокормить свои семьи здесь, на нашей родине. И какое же у нас к ним отношение? Порой встречаешь такое отношение именно со стороны христиан, на которое просто слово сказать не возможно – какое-то унижение, зло, какие-то совершенно необоснованные слова буквально не за что. Просто за то, что человек приехал откуда-то. Просто что человек иной веры, иного, может быть, цвета кожи. Просто потому, что человек другой. И вот это совершенно противоречит тому, что мы услышали сегодня, тому, что говорит Евангелие, о том, что мы должны относиться к любому человеку независимо ни от чего, потому что он тоже творение Божие. Без воли Божией никто бы не появился на этот свет. А значит, дело в том, что в каждом человеке образ Божий, и не важно, крещён он, или не крещён, и не важно как он живет, и как глубоко он пал, главное, что это человек, в которого верит Господь, и люди эти, которые может быть чужды нам, порой бывают гораздо порядочнее, добрее, и в их сердце действительно живет любовь, которую мы с таким упоением ищем, пытаемся найти, и воспитать в себе. Вот давайте помнить об этом ради Иисуса, давайте помнить, что мы никогда не стяжаем Духа Святого, никогда не воспитаем в себе любви, если мы будем по-разному относиться к людям, разделять их на добрых, злых, верующих, неверующих. Если мы будем по-разному относиться, – мы и в себе-то самих, в нашей общине церковной, среди православных верующих людей не можем найти единства именно по этой причине. Нам кажется, что наш ближний какой-то не такой, что он не правильно себя ведёт, не правильно живёт, и мы, с высоты своего благочестия, пытаемся вразумить тех, кто находится вокруг нас. Это тупиковый путь, это путь, который ведёт совсем не в Царствие Небесное, а ведёт в никуда. Вот этот отрывок давайте вспоминать, когда мы будем встречать людей – в храме ли, на улице, на работе, в семье, – давайте вспоминать этот отрывок, пусть этот образ Божий, пусть этот образ сотника, на которого снизошла благодать Божия, будет всегда перед нашими глазами. Аминь. С праздником!