Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, как всегда на Крестопоклонной неделе, во время Великого поста, на Всенощном бдении выносится Животворящий Крест на середину храма. И каждый из нас взирает на этот Крест со своим чувством благоговения, благодарности, трепета и страха, реже с радостью. Давайте братья и сестры вспомним, за что же распяли Господа Иисуса Христа. В Евангелии мы узнаем, что ведь Он ничего не требовал для Себя, даже не имел своего дома, учил искренности во всем, добрым делам, исцелял болящих, даже воскрешал мертвых, не призывал к свержению власти. Казалось бы, за что же распинать такого Учителя?
Имели злость и зависть к Нему книжники, саддукеи и фарисеи. Они хотели владеть умами простых людей, внешне представляя себя вождями непогрешимыми. Злоба фарисейская росла с каждым днем и была настолько сильна, что когда произошло воскрешение Господом друга Своего Лазаря, они положили убить и Лазаря, чтобы никто не следовал за Христом.
И получается, что Иисуса Христа распяли не за что-то конкретное, нет, а за то, что Он явил свет. Христос говорит об этом в беседе с фарисеем Никодимом, одним из начальников иудейских: «…свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет…Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3, 19-21).
И действительно, в свете учения Христа, Его жизни, Его любви к грешникам и болящим, становилось понятно, что люди живут не так, как заповедует Господь. Хотя, казалось бы, все нормально, все в рамках закона, но уже образ фарисея в Евангелии, который пришел помолиться одновременно с мытарем, многое нам объясняет. Фарисей – это слово стало именем нарицательным, как обозначение любого человека, заботящегося о мелочах, о второстепенном, о буквальном выполнении каких-то правил.
Фарисей — человек гордый и в своей гордыне абсолютно не замечающий своего греха, своего истинного положения. Но вот в свете учения Христа становится понятно, когда люди живут не в правде, понятно, что многое нужно менять в жизни, но как этого не хочется делать. Самое тяжелое для человека – это узнать о своем истинном положении, а не о том, которое он о себе представляет.
Тогда применяется защитный психологический прием: когда мы не хотим меняться, мы во всех наших бедах обвиняем другого человека. Вот так же получилось и тогда, в Иудее, две тысячи лет назад, когда книжники, фарисеи не захотели меняться, не захотели признать, что живут не по Божьим законам. Тогда, вместо того что бы покаяться, распяли Самого Господа Иисуса Христа.
Часто это происходит потому, братья и сестры, что грех маскируется под добродетели и человек сам порой не может понять себя, как тот же фарисей: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18, 11-12). И, дело в том, что фарисею Бог и не нужен, он уже совершенен в своих представлениях. Вот такая маскировка греха гордости, она и поныне существует, и сколько мы изобрели даже слов для того, чтобы оправдать свои грехи.
Осуждение — это у нас рассуждение, добро у нас — должно быть с кулаками, ложь у нас — во спасение, гнев у нас — праведный всегда, ну и так далее. И почти все свои грехи мы можем оправдать. Пожалуй, только убийство не нашли в чем оправдать, а так, любой грех мы можем сами себе простить. Конечно, мы не оправдываем чужие грехи, здесь мы строги, почти, как первые христиане, и готовы на долгие годы отлучить наших ближних от причастия, за то, что они сделали что то ужасное, при том, что самих себя мы склонны всегда оправдывать.
И всегда мы склоняемся к тому, что мы добрые люди, мы хорошие люди, мы не делаем ничего абсолютно плохого.
Когда же выносится Крест и мы взираем на Него, то хорошо бы, чтобы светом этого Креста Христова была освещена наша душа, и мы увидели бы всю ту же ложь внутри себя, всю ту неправду, которая гнездится под маской добродетели в нашем сердце, и поклоняясь Кресту, старались изменить самих себя, переменить взгляд на себя, покаяться, чтобы с чистым сердцем продолжить дальше поприще поста. Это возможно лишь при принятии света Христова внутрь себя, при действии благодати Святого Духа внутри нас, когда будут освещены закоулки нашей души. Ведь где свет, там нет тьмы, и мы можем увидеть то, что находится внутри нас, и честно, и нелицемерно покаяться и постараться измениться в свете заповедей Иисуса Христа.
Нас с вами Бог призывает своего ближнего не учить, а любить. Надо стараться жизнь свою устроить так, чтобы мерилом нашего внутреннего состояния стал Крест Христов. Сила Креста Христова, Который находится сейчас посреди храма не в том, чтобы изменить то, что вне нас. Сила Креста в том, чтобы мы изменились внутри, и в этом главная Его победа в этом мире.
Аминь!