Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Евангельское чтение на Литургии было посвящено памяти Всех святых, которую мы сегодня совершаем. И вот в этом Евангелии мы слышали слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). И многих смущают эти слова, и они действительно кажутся очень жесткими. Как так? Ведь Господь разве требует отречься от своих родных и самых близких? Не Он ли заповедует нам любовь к ближнему как высшую добродетель? И вот здесь надо иметь в виду другое место в Евангелии, когда Господь говорит своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). А это означает только одно, – что люди, кто бы они ни были, как бы ни были нам близки, – это может быть жена, муж, дети, отец и мать, – но если стоит выбор перед тем, чтобы соблюсти заповеди Христа, или нашими родными, мы должны всё-таки соблюдать заповеди. Это будет только к лучшему, это будет, наверное, самой большой любовью к нашим ближним – жить таким, как заповедал Христос.
Но здесь нам надо одну вещь иметь ввиду всегда. Заповеди, к которым мы привыкли, заповеди, которые мы исполняем, и заповеди, которые дает Христос, – это очень разные вещи. Мы с вами привыкли к заповедям Ветхого Завета, которые звучат достаточно просто для нас: почитай и соблюдай субботу, посвящай её Господу; чти отца твоего и мать твою; не кради; не прелюбодействуй; не убивай; не обманывай – и тогда будешь помилован Богом. Но Христовы заповеди звучат совсем по-другому. Если Ветхий Завет говорил о том, что нам нужно что-то делать или что-то не делать, то Христос об этом не говорит. Он обращается к внутреннему человеку. Если в заповедях Ветхого Завета Господь не обращался к душе человеческой, к его сердцу, то в Новом Завете всё иначе.
Господь говорит именно о том, что должно быть внутри у человека. Он заповедует нам иметь любящее сердце, отзываться всей своей душой на нужды наших ближних. Прощать, терпеть, смиряться. Нести вокруг себя радость и добро, воспитав прежде мир в собственной душе. Господь всегда обращается к внутреннему человеку, а ведь его изменить гораздо сложнее, чем выполнить предписания закона, пусть даже в Ветхом Завете данного Богом.
Вот в этом и состоит, наверное, главная разница между Ветхим и Новым Заветом. Ветхий Завет обращается к действиям человека, а Новый Завет обращается к его внутренней жизни, к его душе, к его сердцу и требует изменить эту внутренность нашу, чтобы быть Христовыми. Но нам так легче выполнять какие-то внешние предписания. Нам легче что-то сделать или что-то не сделать. И поэтому мы вновь и вновь возвращаемся в своей духовной жизни к этому ветхому пониманию её.
Мы действительно, какую бы область духовной жизни нашей ни взяли – что пост, что молитва, что присутствие на богослужениях, – мы всегда делаем только действия. А внутренний человек наш при этом совершенно не меняется. Поэтому часто бывает так, что как приходит человек в Церковь и начинает выполнять какие-то действия, так и остается тем же самым ветхим человеком, хотя порой прошло иногда несколько десятков лет.
Но если мы обратим на это внимание, – на нашу внутреннюю жизнь, будем стараться изменить нашу душу, наше сердце, будем стараться побороть наши страсти, будем стараться жить по слову Христа, это и будет означать, что мы возлюбили Его больше отца, матери и своих детей. Но если мы так сделаем, если мы возлюбим Его и будет в нас любовь Христова, то эта же самая любовь будет почивать и на наших близких. И им будет только лучше, светлее и радостнее жить вместе с любящим и родным человеком, находящимся около них.
Будем помнить об этом, братья и сестры, это всё достаточно серьезно, потому что всё-таки нам легче исполнять, чем менять себя изнутри. Но именно к этому призывает Христос и именно это сделает нас наследниками Царства Небесного! Аминь. С праздником вас!