Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с великим праздником Преображения Господня. Сегодня Святая Православная Церковь празднует и мы с ней торжествуем пресветлейший праздник – Преображение Господне на Фаворской горе и прославление нашей человеческой природы в Спасителе нашем Иисусе Христе.
И явились Ему со стороны Господа два великих Ветхозаветных праведника: пророк и законодатель Моисей и пророк Илия…
Спаситель взял с Собою самых преданных, самых твердых, самых сильных в вере, надежде и любви к Нему апостолов и учеников – Петра, Иакова и Иоанна, и взошел с ними на весьма высокую гору Фавор, и предался молитве. И вот, во время молитвы и совершилось Его чудесное Преображение. Лице Его просияло, как солнце, а одежды Его сделались белыми, как снег, «…как на земле белильщик не может выбелить», – так говорит евангелист Марк. И явились Ему со стороны Господа два великих Ветхозаветных праведника: пророк и законодатель Моисей и пророк Илия, взятый живым от земли на Небо на огненной колеснице. Явились они в Небесной славе, то есть в Небесном свете и беседовали со Христом о Его наступающих крестных страданиях и крестной смерти в Иерусалиме.
Господь преобразился перед учениками после многочисленных чудес и знамений… …чтобы когда они увидят Его страдания (а эти страдания уже приближались), они бы не поколебались в вере…
До этого времени ученики и апостолы, пребывая со Христом каждый день, видели в Нем только человеческую природу. На Фаворе же Он явил им Свое Божество, показал им Свою Божественную славу «якоже можаху», как слышим мы в тропаре сегодняшнего праздника, то есть настолько, насколько могли они, грешные смертные люди своими плотскими очами увидеть и воспринять непостижимую славу, величие и блистание Божества. В славе Преображения Господня предвозвещалась та слава, в которой Господь воскреснет из мертвых, и та слава, с которой Он придет на землю судить живых и мертвых. Господь преобразился перед учениками после многочисленных чудес и знамений, чтобы очевиднейшим образом ещё и ещё раз показать им Свое Божество, Свое единосущие с Богом Отцом, чтобы когда они увидят Его страдания (а эти страдания уже приближались), они бы не поколебались в вере, и уразумели и поняли, что Он принимает и крестные страдания и крестную смерть добровольно, ради спасения человека, и со всяким дерзновением пошли бы по миру, проповедовать Слово Божие, вечное Евангелие Его о том, что Христос – воистину Спаситель мира, Единородный Сын Божий, вторая Ипостась Живоначальной Троицы, вечный Творец живых и мертвых, Которому повинуется и покоряется вся вселенная.
Явились они для убеждения учеников в необходимости Его крестных страданий ради спасения человека…
Ветхозаветные пророки Моисей и Илия явились вместе со Христом для убеждения апостолов в том, что Христос – тот самый предвозвещенный всеми пророками истинный Мессия, Спаситель мира, Господь, Вседержитель живых и мертвых. Явились они для убеждения учеников в необходимости Его крестных страданий ради спасения человека. Явились они в Небесной славе, чтобы показать и апостолам и всем последователям Христовым, что за их приверженность Богу, за любовь к Богу и человеку, за их подвиг во Христе их ожидает та же самая и даже ещё бо́льшая слава как учеников и друзей Христа.
О чем беседуют пророки со Христом? Не о блаженстве и радости, а о приближающихся страданиях и крестной смерти…
Когда пророки беседовали со Христом, апостол Петр, не понимая, что говорил о той великой блаженной радости пребывания с Господом на Фаворе, воскликнул: «…Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). О чем беседуют пророки со Христом? Не о блаженстве и радости, а о приближающихся страданиях и крестной смерти. Надо было как-то вразумить апостолов. Ещё не окончил апостол Петр своих слов, как из облака послышался голос Бога Отца: «…Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5) – стойте, не стремитесь к тому, что вам нравится, что приятно, а стремитесь к тому, к чему призывает Сын Мой Единородный. А Он за несколько дней до этого сказал: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф.16:24). Вот в чем должно заключаться следование христианина за Богом.
Наслаждение радостным созерцанием Преображения Господня предвосхищало ту радость и то блаженство, которое открывается человеку при приближении к Богу и в духовном общении с Богом…
Христианин, последователь Христа, не должен искать в этой земной жизни разнообразных радостей, блаженства и счастья. Земная жизнь человека – это не время и не место для блаженства, это время и место для слезного покаяния и очистительных страданий. А блаженство ожидает человека за порогом этой жизни, и то только того, кто в этой жизни искренно верил в Бога и исполнял Его святые заповеди. Наслаждение радостным созерцанием Преображения Господня предвосхищало ту радость и то блаженство, которое открывается человеку при приближении к Богу и в духовном общении с Богом. В этом общении, в этом духовном созерцании Бога заключалась радость и блаженство всех святых людей, для которых земные, тленные радости теряют всякую ценность и всякую привлекательность.
Давая нам пример молитвы, Христос научает нас, что для духовного преображения человека необходимы, прежде всего, молитва, помощь Бога, благодать Божия и личный труд каждого человека…
Праздник Преображения Господня предлагает нам задуматься, способны ли мы видеть Бога духовными очами и приблизиться к Нему и в мыслях, и в чувствах, и в делах наших? Чтобы приблизиться к Богу, человеку необходимо постоянно обращаться ко Христу с глубоким и искренним покаянием, усердно и постоянно делать добрые дела, безропотно переносить всевозможные страдания, скорби и искушения. Христос перед Преображением молился Небесному Богу Отцу, и вся Его земная жизнь проходила в молитве Богу Отцу. Давая нам пример молитвы, Христос научает нас, что для духовного преображения человека необходимы, прежде всего, молитва, помощь Бога, благодать Божия и личный труд каждого человека. Христос освободил человеческий род от власти греха и дьявола. Он обновил наше естество. В словах псалмопевца Давида мы читаем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», а в словах сегодняшнего тропаря мы поем Богу: «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный…». Пусть эти слова соединятся с подвигом каждого из нас, подвигом исполнения евангельских заповедей, чтобы нам достигнуть такой высоты, чтобы очами нашей веры зреть блистание Божества и достойно созерцать Славу Божию. Аминь.
С праздником вас, друзья!