Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем!
В сегодняшнем евангельском чтении (Мф., 22:35-46) мы слышали, как к Господу Иисусу Христу приступают фарисеи с лукавым вопросом, чтобы как бы вынудить Его на спор и обличить в неправде. И один из лукавых таких фарисеев задает Ему вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?». Господь отвечает ему, что наибольшая заповедь — «возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; и вторая, подобная ей — возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Мы должны исполнять их, но стержнем всех заповедей должна быть любовь к Богу и ближнему. Любовь является основанием всех заповедей и всего божественного закона.
И вот Господь Иисус Христос, чтобы полнее и совершеннее раскрыть всем дух всего Божественного учения дает законнику ответ глубже и шире, нежели он вопрошал. Этот законник вопрошал Его только об одной заповеди, а Господь прилагает и вторую, почти такую же столь важную, как и первую. И хотя она именуется и второй заповедью, она подобна ей. Почему? Потому, что вторая заповедь, простираясь к Богу, утверждается на первой заповеди любви к Богу. Если человек исполняет первую заповедь любви к Богу, то он непременно будет исполнять и все остальные, все повеления Господни. «Если любите Меня, — говорит Господь, — то исполните Мои заповеди». А первой заповедью, после заповеди о любви к Богу, является заповедь о любви к человеку. И любящий Бога непременно будет любить ближнего! Господьесть Отец всех нас! Он — Отец наш Небесный! И всякий, говорит апостол Иоанн Богослов, любящий родившего, любит и рожденного от него. И, напротив, если мы не любим ближнего, не любим людей, то мы не можем исполнять этих заповедей Божиих. Как не любящий брата своего, которого видит, может любить Бога, которого не видит? Любовь — искра Божественного пламени в сердце каждого человека, а огню свойственно согревать. Если мы своею любовью не согреваем ближнего, не несем в жизни ничего доброго, значит этой любви в нас нет, или же она еле теплится. Нет той теплоты, восприемлемой от источника жизни, Бога, а Бог — есть любовь.
Любовь — это дар Божий. И чтобы ее получить, Господь ставит условия человеку — исполнение заповедей Божиих. Только исполнение заповедей приводит к тому, что Господь дарует нам истинную любовь. Если нет исполнения заповедей, то там нет и этого дара Божия. А любовь земная, человеческая, она очень и очень хрупкая и очень и очень слаба и быстро разрушается. И вместо любви между людьми уже начинается злоба, отторжение и ненависть. Там, где нет Бога, там не может быть ничего прекрасного, тем более такой светлейшей добродетели как любовь! Бог нас с вами всех любит, и если мы с вами искренне, чистосердечно любим Бога, то мы не можем не любить и ближнего, которого любит Бог. И мерой нашей любви к Богу Господь полагает нашу любовь: ту любовь, которую может явить наше сердце. А мерой нашей любви к ближнему является наша любовь к себе: «Возлюби ближнего как самого себя». И вот слушая это евангельское повествование, каждый из нас должен выносить что-то из этого чтения слова Божия. Каждый из нас, оставляя храм после богослужения, призван что-то оставлять в своем сердце и не только оставлять, но и прилагать в жизни своей и просить у Бога, чтобы Господь даровал нам эту надежную спасительницу наших душ — любовь! Будем прилагать побольше стараний! Ведь стяжается она молитвою, покаянием, смирением, кротостью, воздержанием, милосердным отношением друг к другу. «Немощи друг друга носите, — говорит апостол Павел, — и таким образом вы исполните закон Господень». Все мы с вами имеем немощи, братья и сестры, у каждого из нас свой характер, свой нрав, привычки, нам не нравится что-то в ближнем, но все это мы с вами должны покрывать любовью Божественной, терпеть и сносить немощи ближних! Не только кто-то должен терпеть другого, но и друг друга, и тогда эта любовь Божия объемлет нас, тогда Господь придет к нам, обитель сотворит в нас и спасет всех нас! Аминь.