Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии на Литургии мы с вами слышали рассказ о том, как Господь исцелил бесноватого отрока, которого привел к Нему его отец. Он его исцелил, но прежде отец приводил к ученикам Христовым, и те не могли этого сделать. И вот когда они остались наедине, ученики подошли ко Христу и спросили: «Господи, а почему мы не могли изгнать этого беса?». И Господь на это ответил: «По неверию вашему, потому что, если бы имели веру с горчичное зерно, ничего не было бы невозможного вам». И добавил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». И вот этот отрывок, он иногда очень труден для понимания. Ведь казалось бы, – вот мы и постимся как положено, и молимся, а что-то не можем справиться со своими грехами и страстями. Постоянно есть в нас что-то, что требует покаяния, исцеления, но не получается, хотя мы всё стараемся соблюдать. И чтобы понять то, о чем говорил Господь, нам надо обратиться в то время, когда Он это говорил, потому что о молитве и посте в те времена были свои представления, которые немного отличаются от того, что есть сейчас.
В иудаизме не много постов, и они в основном очень короткие. Все иудейские посты были установлены во время, когда на этот народ обрушивались какие-то напасти – эпидемии, набеги иноплеменников, другие какие-то искушения. Но кроме этих установленных постов, есть ещё посты, которые человек может лично наложить на себя – в случае какой-нибудь болезни, бедствия, – в общем любое искушение, которое случается с правоверным евреем, требует от него покаяния в форме поста, и естественно, молитвы, потому что кроме поста присоединялась к этому и молитва. Вспомним, хотя бы, эпизод из Ветхого Завета, когда пророк Иона обратился к неневитянам, которые жили грешно, но Господь послал к ним пророка с проповедью о том, что на них обрушатся большие беды, если они не покаются. И вот в течение трех дней народ каялся, постился, молился, и эти беды прошли мимо. Вот примерно такое понимание поста существует в Ветхом Завете.
И конечно, вот этот иудейский пост, – ещё раз повторюсь – он очень не многодневный – это может быть день, два, или три – не больше. Но это время действенного покаяния, потому что смысл поста, как иудейского, так, впрочем, и христианского, – это покаяние, это изменение человека. И если человек действительно захотел себя изменить, действительно захотел побороть какой-нибудь грех, то если есть в нём решимость – обязательно это исполнится. Ведь все грехи и страсти, которые в нас есть, мы не можем из себя исторгнуть только потому, что нет решимости в нас. Твёрдой, четкой, целенаправленной решимости раз и навсегда отойти от того или иного греха, от той или иной вредной привычки, от того, что так мешает нам в духовной жизни. Поэтому слова Христа о молитве и посте, – это на глубине своей – призыв к покаянию. Может быть нужно было каяться и отцу этого бесноватого ребенка. А может быть, под беснованием подразумевалась какая-то страсть, которая гнездилась в этом молодом человеке. Но как бы то ни было, Христос говорит о том, что через покаяние возможно и исцеление, и обновление, и освобождение от разного рода беснований, которые являются в первую очередь нашими страстями.
Ещё Господь говорил о неверии. О том неверии, по которому ученики не смогли исправить этого отрока. Опять же, если мы обратимся в то время, – дело в том, что тогда у иудеев вообще не было понятия «неверие в Бога». Там не стоял вопрос, верит человек или не верит в Бога. Значит смысл немного другой. И этот смысл мы можем понять из слов апостола Павла, который пишет: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Конечно же, не о вере в Бога говорит апостол Павел, когда пишет об Аврааме. И слово «вера» вот в этом Новозаветном контексте означает прежде всего доверие к Богу. Вот давайте вспомним жизнь Авраама. Он жил себе спокойно, на своем месте, была у него Сарра, жена, и вот они уже несколько десятков лет были вместе, и вдруг Господь говорит: «Возьми жену твою, и иди совершенно в другое место». Авраам не стал рассуждать, не стал допытываться, просто сделал так, как повелел ему Господь, полностью доверяя Ему.
А вспомните жертвоприношение Авраама, когда Господь повелел ему убить своего собственного сына, в виде жертвы. И Авраам и здесь ничего не спрашивал, он приготовил всё для того, чтобы принести в жертву собственного сына, и уже, фактически, в душе своей расстался с ним. Вот такое было доверие человека к Богу, без всяких сомнений. И вера, о которой говорит Христос, именно такова. И Он обращается к нам, чтобы вера была наша как доверие к Богу, не просто мы должны удостовериться в существовании Бога, и делать то, что нам предписано. Совсем нет. Мы нашу жизнь должны выстроить сообразно с промыслом Божиим, сообразно с Его путем, по которому Он ведет каждого из нас. Могут мне возразить, что Аврааму было легко выполнить слова Бога, ведь Он непосредственно обращался к нему. И нам кажется, что если бы Господь с неба сейчас обратился к нам, мы бы конечно сделали абсолютно всё. Но ведь Господь к нам обратился. Все слова Евангелия, которые мы слышим, читаем, – обращены лично к каждому конкретно человеку. Это Господь, словами Священного Писания, разговаривает с нами. Поэтому здесь для нас нет оправдания – скажет ли нам кто-то с небес, или Ангел спустится – у нас с вами есть Евангелие, есть слова Самого Христа, обращенные к нам о том, чтобы изгоняли мы наши грехи и срасти постом и молитвою, то есть покаянием. О том, чтобы мы нашу веру воспринимали как доверие к Богу, стараясь выполнять каждое Его слово, каждую Его фразу, обращенную к нам. И вот тогда, наверное, мы станем приближаться к Богу, приближаться к духовной жизни, ко Христу, исполняя всё то, что Он нам говорит с любовью и с заботой о каждом из нас. Аминь.
С праздником вас!