Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с Воскресным днём. «Никто не благ, – говорит нам Священное Писание, – как только один Бог» (Мк 10:18). Господь принял раскаявшегося благоразумного разбойника, принял его в Царствие Небесное. Он внял покаянной молитве мытаря, Он принял блудного сына, и мы с вами как православные христиане верим в то, что Господь простит и помилует нас с вами. Но и благоразумный разбойник, раскаявшийся мытарь и блудный сын имели глубокую веру, упование на Бога и искреннее чувство покаяния. Имеем ли мы с вами, братья, этот дар? На что надеются люди, проводящие свою жизнь в беспечности здесь, на земле? Господь по своему бесконечному человеколюбию к нам с вами даёт каждому человеку возможность здесь, на земле, познать вечность, своё человеческое назначение, а также благость и милость Божию. Но насколько Бог наш человеколюбив, благ, настолько же Он и справедлив, а значит, правда Божия восторжествует. Святая Церковь за неделю до Великого поста напоминает нам во всеуслышание, чтобы мы с вами хотя бы иногда приходили из состояния беспечности в трезвость, думали о своей земной жизни и о жизни будущего века. И наступающий Великий пост будет хорошим подспорьем человеку в этом деле. Критерием нашего с вами оправдания или осуждения на Страшном суде, ибо одни пойдут в вечную радость, а другие – в вечные мучения, будет наша с вами земная жизнь, наши с вами земные дела. Напоили ли мы жаждущего? Накормили ли алчущего? Приняли ли странника? Приняли ли доброе участие в жизни несчастных, нуждающихся в помощи людей? «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, – говорит Господь, – то сделали Мне» (Мф 25:40). Бог по Своему человеколюбию отождествляет Себя с каждым человеком, и то, что мы делаем ближним, всякому человеку, мы делаем Богу. И если мы не оказали помощи, доброго внимания ближним нашим, то мы не сделали этого Богу. Сегодня Святая Церковь напоминает нам о Страшном суде. Страшный суд – это не вымысел, это не выдумка для устрашения нашего, а это реальность, это факт, о котором свидетельствует нам сам Бог, сам Господь наш Иисус Христос. И внимая словам Церкви, мы с вами должны приходить в состояние трезвости. Но не от случая к случаю, а постоянно «бодрствовать и трезвиться», как говорит апостол Павел (1Фес 5:6), помня о том, что нас с вами ждёт праведный Судия. Никто из нас не знает час нашего исхода из этой жизни, встречи с Богом, но в то же время каждый из нас знает, что этот час неизбежен. И этой встречи с Богом не миновать никому из людей. Земная жизнь человека – это подготовка к вечности. И если будем мы с вами здесь с Богом, будем послушно исполнять Его святые заповеди, то и там мы будем с Богом. А если ослушаемся Его, то тоже пожнём плоды, но очень и очень горькие. Земная жизнь человека – это или шествие к Богу, или же уход от Бога. И путь к Богу – это молитва, пост, покаяние, смиренномудрие, осознание своей духовной нищеты, слёзы, милосердие. Идти узким путём к Богу – значит терпеливо переносить всевозможные укоризны, злострадания, за всё благодаря Бога, ни на кого не обижаясь, не делая никому из людей плохого чего-либо, а напротив, полагая душу свою за ближних своих. А если на то будет необходимость, то идти к Богу – значит пролить кровь за Него. И никто из людей на земле пусть не отчаивается в своём спасении, пусть никто не говорит, как повествует преподобный Ефрем Сирин: «Я много согрешил, мне нет прощения, для меня закрыто Царствие Небесное». Таковые пусть знают, что Бог наш есть Бог любви, Он сам Любовь, Он Бог кающихся и злостраждущих. Согрешили мы много, много покаемся, и Господь простит. Тысячекратно согрешили – покаемся, и Бог примет наше покаяние. Истинное же покаяние заключается в том, чтобы возненавидеть грех и удаляться от него. Бог радуется всякому нашему доброму делу. Особенно же Он радуется душе кающейся. «Приходящего ко Мне,– говорит Господь,– не изгоню вон» (Ин 6:37). «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28) в горнем мире, где в вековечной славе упокоеваются все святые Мои. Я упокою вас там, где тихо и безмятежно, где нет ни обижающего, ни оскорблённого, где нет ни греха, ни покаяния. «Плачьте, обратитесь ко Мне», говорит далее преподобный Ефрем Сирин. «Принесите покаяние, и Я упокою вас» — там, где нет ни труда, ни поста, ни слёз, ни забот, ни попечения, где нет ни дьявола, ни смерти, где вечная жизнь, мир, радость, упокоение, где восторг и вечное ликование во славе Божией.
Аминь. С праздником вас, друзья!