Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня в Евангелии мы с вами слышали, что Господь после Крещения, выходя на проповедь, обращается к народу словами: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Небесное». И надо сказать, что эти два понятия — покаяние и Царствие Небесное — нуждаются в истолковании.
Сейчас слово «покаяние» для нас означает, фактически, исповедь. Мы думаем, в чем мы согрешили, подходим к исповеди, перед священником рассказываем о своих грехах и получаем от него разрешение. Но о таком ли покаянии говорил Христос? Совсем нет. Потому что в греческом оригинале, в том языке, на котором писалось Евангелие, говорится о перемене образа мыслей, то есть о полной переоценке всей своей жизни. Не простое признание своих грехов, даже не борьба с ними, нет. Но совсем другие мысли о жизни, которую мы ведем. В Евангелие есть примеры этого покаяния. Например, блудный сын. Когда он на стороне далече осознал всю пагубность своей жизни, у него произошла полная переоценка того, как он жил. И он возвратился к отцу. Еще посмотрим на образ мытаря, который после обратившегося к нему Спасителя, после приема Его в доме, говорит: «Господи! Если я кого-то обидел, воздам вчетверо». И можно быть уверенным, что этот мытарь уже никого не обманывал и жил честно после встречи со Христом. А какая переоценка произошла в жизни апостола Павла, который шел гнать христиан, но вдруг обратился от встречи со Христом и стал совсем другим человеком, стал великим проповедником! Не надо думать, что эта переоценка происходит в жизни людей каких-то особенных, святых. Нет. Мы тоже можем это сделать! Мы тоже можем посмотреть на свою жизнь и понять, что мы живем не так. Происходит это, конечно, только тогда, когда человек встречает Христа. По-настоящему, нелицемерно, когда Дух Святой касается его души — вот тогда возможно по-настоящему изменить свою жизнь и покаяться в евангельском значении этого слова.
Так же глубоко надо подумать и о термине «Царство Небесное». Что такое Царствие Небесное? Ведь сейчас зачастую мы думаем о том, что это какое-то теплое и доброе место после нашей жизни. Если мы заслуживаем его борьбой со своими грехами, своими доброделаниями то, может быть, Господь после смерти не направит нас в место мучения, но помилует и даст нам место в это самом Царстве? Но совершенно не об этом говорит даже Христос. Как часто мы забываем Его слова! Ведь Его спрашивали об этом даже люди, которым Он проповедовал, когда же придет Царствие Небесное? И Он отвечал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». То есть, не скажут «здесь» или «там». И, значит, мы тоже не можем сказать, когда оно наступит. И уж точно ли после смерти, по словам Христа? А Царствие Божие внутри нас есть. Чтобы понять эти слова, апостол Павел говорит о том, что Царствие Божие — это праведность, мир и радость в Духе Святом. И вот постепенно нам становится понятным, что Царствие Небесное — это состояние нашей души, которая живет с Богом. Если сердце наше близко к Богу, если стараемся мы жить вместе с Ним, если мы Христовы — то мы уже находимся в Царстве Небесном, здесь и сейчас. Преподобный Симеон Новый богослов так и говорит: «Царство Небесное — это Дух Святой». А ведь цель христианской жизни — стяжание Духа Святого, или здесь, на этой земле, сейчас найти это самое Царство, о котором говорил Христос. И если мы понимаем, что наше покаяние и Царство Небесное взаимосвязаны — то понятно, что только через переоценку нашей жизни, только борьбой с грехом нашим, только стяжанием Духа Святого мы можем попасть в это самое Царство, которое является еще и здесь, в Божественной литургии. Потому что приобщаясь ко Христу, мы становимся участником в Божественной жизни, а, следовательно, приобщаемся к начаткам этого самого Царствия. Кто-то из проповедников говорил, что здесь, на земле, мы можем ощутить Царство Небесное, как восход солнца. И только во время второго пришествия — пришествия Христова это наше утро небесного Царства превратится в солнечный, сияющий и теплый день. Аминь.