24.05.2020, Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали рассказ евангелиста Иоанна Богослова о том, как Спаситель исцелил человека, который был слеп от рождения (от Иоанна, глава 9, стихи 1-38). И мы слышали как это исцеление не принял никто, кто окружал этого бывшего слепца. Ему пришлось противостоять всем из-за того, что Христос исцелил его в субботу: нападкам синедриона иудейского, старейшинам, фарисеям, даже собственные родители его были против него, потому что боялись иудеев. Вот такая участь внезапно постигла того, кто всю свою жизнь не видел света и вдруг увидел весь этот окружающий мир во всех его красках. Конечно же, он принял это исцеление как новую жизнь! Ему было абсолютно все равно что говорят против Того, Кто его исцелил. Ему важна была сама новая жизнь, ему важно было смотреть своими глазами вокруг себя и видеть красоту этого божественного мира!

Вспомним, как еще две недели назад мы читали отрывок из Евангелия, в котором рассказывалось о том, как Господь исцелил расслабленного (от Иоанна, глава 5, стихи 1-15). И вот, уже после исцеления, Он встретил этого расслабленного и, обратившись к нему, сказал: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». И далее: «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус». Фактически это означает, что тот человек предал Христа.

Но сегодня евангелист Иоанн повествует совсем по-другому: «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». И этот рассказ, впрочем, как и все Священное Писание, является прообразом и нашей с вами жизни. Ведь крещение наше считается рождением в новую жизнь. Это почти тоже самое, как очи слепому исцелить, кто всю жизнь белого света не видел. Также задумано и наше крещение — открыть нам абсолютно новую жизнь, родить нас заново, чтобы все в этой жизни стало совсем по-другому. И недаром на тех, кто только что крестился, надевают белую одежду — это символ первозданной чистоты, символ того, что крещаемый вновь входит в двери Рая. И уже херувим не стоит, защищая Рай от него. И как же нам трепетно нужно относиться к этой новой жизни, когда нужно понять какая красота, чистота, радость, ликование ждут нас в этой новой жизни!

Но получается так, что мы все равно как ветхий Адам: мы читаем о первородном грехе и нам кажется, что это все где-то далеко. А ведь мы, как Адам и Ева, постоянно вкушаем запретные плоды и постоянно вновь и вновь уходим из этого Рая. Вновь и вновь предаем ту самую жизнь, в которой нет ни Еллина, ни Иудея, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос. Будем хотя бы помнить — мы немощны и слабы. Будем помнить о своем призвании, к чему мы рождены в этой новой жизни, и что мы грехами и страстями своими постоянно ее предаем, немощью своею. Будем помнить о высочайшем своем призвании: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.48). Будем помнить о том, что вновь нам отверзты двери Рая и нет никаких препятствий тому, чтобы нам в нем быть, кроме, наверное, нашего нежелания, нашей косности, нашей постоянной оглядки на ту самую ветхую жизнь, которую нам давно пора бы забыть и зажить новой, светлой, целомудренной и радостной жизнью вместе с Богом! Аминь.