Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь воскресил сына наинской вдовы. Он находился около города под названием Наин, когда из него вышла процессия – несли на одре молодого юношу, и как говорит Евангелие, его мать окружало много народа. И когда Господь увидел это, то подошёл, коснулся одра, процессия остановилась, и Христос обратился к умершему юноше: «Тебе говорю, встань!». И юноша встал, и стал говорить. Евангелист пишет, что «И отдал Господь юношу матери его». Этот отрывок говорит нам прежде всего, и в первую очередь, об отношении Христа к смерти. Смерть, – это то, чего быть не должно. Смерть это то, что Господь не сотворил. Когда Господь видел смерть, всё внутри Его переворачивалось, и Он исцелял больных, воскрешал мертвых, и в итоге, Своею смертью победил смерть.
Но прошли века, и вот это самое сознание победы над смертью, стало постепенно оскудевать в нашем сознании. Смерть превратилась для нас в такую же трагедию, которая была и до Христа. Смерть – это разлучение, смерть – это огромное горе, это потеря, это разлука. Но совсем не так думали в те времена, когда ходили апостолы с проповедью, когда христиане свидетельствовали свою веру перед лицом враждебной империи. Если мы посмотрим на место погребения христиан, – на катакомбы, – то там нет совершенно ничего трагичного. Более того, встречается надпись, например, над могилой молодой девушки: «Она жива». Вся иконопись, которая там находится, она свидетельствует о победе над смертью. Именно из катакомб вышла наша иконопись, – такая светлая и чистая, которая сейчас наполняет наши храмы. Люди тогда совершенно не интересовались посмертным существованием, – как и что там будет, – потому что они верили, что умершие живут во Христе.
Вот это самое осознание жизни должно быть и у нас. Об этом свидетельствует и Святой Игнатий Богоносец, – когда он обращается с целым посланием в то время, когда его везли на смертную казнь. И он пишет христианам: «Пожалуйста, не надо меня освобождать, не препятствуйте мне наследовать жизнь вечную». Именно о жизни он говорил, о страдании за Христа, как о начинающейся новой жизни, жизни продолжающейся, той жизни, которую он обрёл во Христе.
А как о смерти писал Апостол Павел: «Ни что не может меня отлучить от любви Божией, – писал он, – ни жизнь, ни смерть, ни высота, ни глубина, ни прошлое, ни грядущее – ничего меня не сможет отлучить от любви Божией!». А в другом месте он говорит: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение», – и ведь это не просто слова какие-то красивые, – с этим криком души Апостол Павел обращался к своим ученикам, наставлял их, учил. Учил о правильном отношении к смерти, о победе над ней, о жизни во Христе, о любви, которая победила мир смертью и Воскресением Христовым. И можно сказать, что настоящая смерть для христианина, – она наступает во время крещения, – тогда, когда умирает ветхий человек, в святой воде, – когда воскресает для жизни новый. И опять Апостол Павел об этом пишет. В том месте, во время крещения каждого человека читается его послание, в котором он говорит о том, что человек умирает во крещении вместе со Христом, и потом, выходя из воды, воскресает вместе с Ним, для жизни вечной. Умирает ветхий человек, и рождается новый – вот настоящая смерть для христианина. А всё остальное – это бесконечная блаженная жизнь, умирает ли, живёт ли человек – уже для христианина имеет совсем второстепенное значение.
И недаром, когда совершались Литургии в тех же самых катакомбах, во время гонений, они совершались над гробницами мучеников, память которых совершалась в день их мучения. И этой самой верой христиане свидетельствовали, что умершие вместе с нами, они тоже находятся на Литургии, они тоже присутствуют здесь и сейчас. И не только они свидетельствовали, но и нам надо понимать, что те, кто ушёл из нашей общины, перешёл этот самый рубеж, он же остаётся с нами, и во время совершения Литургии тоже. Раньше не было этого разделения на записочки «о здравии», «об упокоении», но это была единая Церковь, где все были собраны во Христе – и живые, и усопшие, и Силы Небесные, – и все вместе славили Бога.
Вот это сознание, братья и сестры, нам нужно возвращать, – что наши умершие живы во Христе, что когда настанет последняя минута и для нас, мы верим, что Он примет нас в Свои объятия, и дарует жизнь вечную, а впереди нас ждёт общее Воскресение, и радость, и счастье, и любовь во Христе. Аминь. С праздником вас!