25.11.2018, Неделя 26-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали притчу о милосердном самарянине.

На вопрос законника: «А кто мой ближний?», Иисус Христос ответил притчей: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10, 26-37).

Как христиане, мы с детства воспитаны на этой притче. Мы знаем, что необходимо нам делать добрые дела, мы знаем, что нужно помогать людям, которые оказались в трудной ситуации. Иногда мы действительно это делаем с желанием, иногда заставляем себя это делать, как исполнение заповедей Христа, или делаем по каким-то другим причинам.

То есть – это есть в нашей жизни. Но речь в этой притче идет немножко о другом. Так апостол Павел однажды сказал такие слова: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13, 3-8).

А это означает, что суть нашей веры совсем не в том, чтобы все раздать, совсем не в том, чтобы быть благотворителем, как бы странно это не звучало. Вся суть нашей веры в той самой любви, о которой говорит апостол Павел. Если будет в нашем сердце любовь, то помощь нашим ближним станет абсолютно естественным делом, это просто будет выражением того, что находится у нас внутри. Тогда не надо будет нас заставлять, объяснять, доказывать что-то, нет. Мы сами будем с радостью откликаться на помощь ближним в их затруднениях. Это будет совершенно естественное движение нашего сердца. Вот так стяжать любовь – это совсем другое дело. Всю нашу христианскую жизнь надо положить на это. Это, конечно, дар Божий и этот дар может стяжать тот,кто живет благочестиво, тот, кто участвует в Таинстве Евхаристии и в других Таинствах, не формально, тот, кто борется со своим эгоизмом. Ведь как часто наш эгоизм не дает благодати Божией почить в нашей душе и нашем сердце.

Будем помнить, братья и сестры, об этом, потому что без любви никакие добрые дела нам не помогут, без любви в нашем сердце не может быть и речи о какой-то христианской жизни. Мы живем, мы постимся, мы молимся только ради одного, ради Божественной любви, которую нам дарует Господь при соединении с Ним. Любви, которая не раздражается, не завидует, не мыслит зла, которая радуется о правде, которая всегда отдает самого себя ближнему. Вот в этой самой отдаче, в служении ближнему сердце наше радуется и чувствует счастье.
Аминь!