«Открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде»
(Апостола Павла послание к Римлянам, 1:18)
Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Многие люди не знают истинную причину бедствий и скорбей, полагая, что они настигают нас случайно и незаслуженно. Или какой-то рок ли судьба бьет нас вслепую. А вот апостол Павел говорит, что есть причина, открывающая Божии наказания не только для всякого человека, но и для целых народов. И чтобы люди не думали, что это случайности или естественные бедствия земли, апостол говорит, что это гнев Божий с неба. Истину эту апостол не доказывает, а только поставляет на вид, эта истина свидетельствуется совестью: согрешил — жди наказания. Ибо Богом дан закон для человека.
«Нечестие» означает грехи против Бога: неверие или неправое верование, ложные веры, а «неправда» означает грехи против ближнего, когда не соблюдают к нему должных отношений: любви, мира, справедливости, всякой помощи. Но и нечестие есть неправда: ведь что может быть несправедливее, как не знать Бога, не почитать Его как должно и не благодарить Бога за все Его благодеяния?
Когда говорит святой Павел: «всякое нечестие» — то «показывает, что путей нечестия много, а путь истины один. Ибо заблуждение есть нечто разнообразное, многовидное и смешанное, а истина одна» (святой Златоуст). Этим словом он подвергает праведному суду Божьему все веры, измышленные людьми, противные всякому познанию о Боге. И: «неправду» — тоже разумеет он всякую, то есть жизнь, несогласную с волей Божией и святыми заповедями. «И неправды бывают разные, — касаются или имений, когда в этом обижает кто ближнего, или жен, когда бросив кто свою жену, расторгает чужой брак. Иные вместо жены и имения похищают честь ближнего; и это неправда, потому что доброе имя дороже огромного богатства» (святой Златоуст). И не одно нарушение заповедей в отношении к ближнему есть неправда, но и всякое неисполнение того, что должен кто делать для ближнего и не делает. И не помочь ближнему, когда видишь и можешь, — есть неправда. Этим словом Апостол подвергает суду Божию всякую грешную жизнь, в каких бы видах ни являлась грешность ее. А что значит: «содержащих истину в неправде»? То, что знают, а не исполняют; жизнь не отвечает знанию; одно у них в уме и совести, иногда и на словах, а другое — в жизни и делах, в чувствах сердца и в настроении воли. «Кто знает, — а кто сего не знает? — говорит Златоуст, — что должно помнить Бога и благодарить Его, а между тем не помнит и не благодарит Его, тот содержит истину в неправде. Кто знает, — а кто сего не знает? — что не должно развратничать, только есть, пить, веселиться, не помня о смерти, а между тем кто так живет, тот содержит истину в неправде. — И сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать». По мысли святых отцов, в этом и состоит хула на Духа Святого, которая не будет прощена и в будущем веке.