Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, на Божественной Литургии, мы с вами слышали рассказ, который всем нам известен как притча о милосердном самарянине. Один человек, шёл из города Иерусалима в Иерихон. Дорога эта протекала по пустынной местности, и было там всегда много разбойников. И вот эти самые разбойники напали на человека, избили его, и ограбили. Нанесли увечья до такой степени, что он сам не мог передвигаться, а только лежал весь в крови при дороге, и ждал хоть откуда-нибудь какой-нибудь помощи. Шёл по этой же самой дороге священник, тоже иудей. Увидел, – и прошёл мимо. Дело в том, что по законам Иудейским, священник, который, вероятно, шёл по своим обязанностям куда-то, не мог прикоснуться к этому человеку, потому что он тогда бы осквернился, если бы хоть капля крови этого избитого человека попала на него. Через некоторое время шёл этой дорогой левит. Левит, – это тоже служитель храма, и то же самое по закону – он не должен был прикасаться, чтобы не осквернить святыню. Через некоторое время, по этой же самой дороге шёл самарянин, – человек, который по всем законам не должен был прикасаться к иудею. Дело в том, что иудеи и самаряне, – это хотя и родственные народы были, но были разделены разными взглядами на то, как надо славить Бога, где Его славить, – очень глубокие были религиозные разногласия между ними. И поэтому, хотя они и были родными, но были в такой ссоре, что каждый самарянин был дальше от иудея, чем какой-нибудь язычник. Но имея доброе сердце, и видя человека, который попал в такую ситуацию, этот самый самарянин остановился, отёр его раны, возлил масло и вино, посадил на своего осла, привёз его в гостиницу, заплатил денег для того, чтобы этот человек избитый остался в гостинице, и ещё сказал хозяину, что он отдаст больше, если тот истратит, – отдаст ему и компенсирует все его расходы. И теперь понятно, что на вопрос фарисея: «Кто мой ближний?» – Господь ответил такой притчей. Сам фарисей, на вопрос Христа, кто же был ближний из этих людей, ответил: «Тот, кто оказал ему милость».
И вот в этой самой притче, показана та самая любовь, о которой постоянно говорил Христос. Под любовью мы понимаем разные совершенно понятия: любовь к нашим детям, любовь мужчины и женщины, любовь дружеская, но вот христианская любовь поступает только так. И суть христианской любви не в том, чтобы хорошо было мне, а чтобы хорошо было тому человеку, который рядом со мной. Нам не надо его чему-то учить, нам не надо его стараться переделать под свои понятия, нам не надо заставить его думать так, как думаем мы, и глядеть на вещи так же, как это делаем мы, нет. Наше дело – служить тому, кто находится рядом с нами, – в этом и есть самая настоящая христианская любовь.
Нам надо каждый день, наверное, перечитывать, и в конце концов наизусть заучить слова апостола Павла, который говорит о любви, – о любви, которая «…милосердствует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не ищет зла…» – буквально ничего для себя, – только бы хорошо было тому, кто находится рядом со мной. Мы можем понять, есть ли в нас эта христианская любовь, или нет. Так или иначе, – жизнь нас сталкивает с теми людьми, кому мы оказываем помощь. Мы находимся в этом обществе, мы просто не можем не взаимодействовать друг с другом, и не помогать кому-то, замкнуться полностью от всего мира у нас не получится. Но мы можем понять, есть ли в нашем сердце христианская любовь тогда, когда поймём, испытываем ли мы радость от того, что мы отдаём. Ведь этот человек, который встретил избитого разбойниками, – он же отдал своё время, он перешагнул через закон, он отдал свои деньги, он поменял свои планы, – он буквально ничего для себя не имел с этого самого. Более того, он знал, что он переступил закон, а следовательно, может быть будет осужден даже среди своих братьев, – уж среди иудеев точно. И вот, не смотря ни на что на это, он останавливается, помогает, и, видимо, испытывает неподдельную радость от того, что так поступил, он просто не мог поступить иначе, не мог пройти мимо. И это действительно пример всем нам. И когда мы понимаем, что если мы творим добро, что если мы отдаём часть самого себя, своё время, свои средства, и испытываем при этом радость, – тогда понятно, что любовь христианская есть в нашем сердце. А по большому счёту, ничего кроме этой самой любви и не требуется от нас больше. Всё что мы видим здесь, – в Храме, – Таинства Святой Церкви, молитва, – всё это направлено на то, чтобы мы стяжали именно такую любовь, и никакую другую. Если мы будем делать это не от сердца, если мы будем переживать за то, что что-то потеряли, тогда мы ещё далеки от Бога, не смотря ни на что, и что бы мы ни делали. Вот священник и левит, которые прошли мимо, – они поступили по закону, и вроде бы должны бы были быть оправданы перед людьми и перед своею совестью, но Господь смотрит иначе. Господь смотрит на сердце, на то самое сердце, которое не может просто так пройти мимо нужды ближнего, попавшего в беду. А если ещё и радуется, оказывая помощь, тогда понятно, что заповедь о любви исполнена, и такой человек всегда с радостью будет принят в то самое Царство Небесное, которое возвестил нам Христос. Аминь. С праздником!