31.10.2021, Неделя 19-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали притчу о сеятеле, – совершенно понятная и известная притча, многие её знают, и кажется, ничего особенного, трудного, в ней не находится. Но, есть притчи, которые требуют разъяснения, и есть притчи в Евангелии, которые разъяснил Сам Господь, и кажется, в них всё понятно. К этим притчам относится и притча о сеятеле. Но вот есть некоторые особенные места в этой притче, понимание которых должно помочь человеку более глубже задуматься над смыслом этой притчи, поскольку и Сам Господь, в конце этой притчи, желая, что бы люди обратили внимание на мудрость, заключенную здесь, – Он заключил притчу словами: «Имеяй уши слышати – да слышат».

И в чём же особенность этой притчи? Кажется, что здесь всё ясно, – что семя – это Слово Божие, почва, на которую бросается семя – это сердца человеческие. Но вот сам ход повествования притчи не совсем согласуется с тем, что мы знаем обыкновенно о земледелии. И там мы видим нечто необычное. Первое, это то, что сеятель почему-то бросает так с усердием семена, что только четвёртая часть попадает на добрую землю, вспаханную, удобренную, а три остальные четверти пропадают. И ведь Бог знал об этом, но тем не менее говорит, что сеятель – сеет. В чём же особенность? Удивительно, что и плод от этого сеяния, – он указывает, – что только четвёртая часть принесла плод, а остальное семя погибает. И тут мы находим ряд важных вещей, над которыми стоит задуматься. Первая – что если с точки зрения земледелия и агротехники разбрасывать так семена не только предосудительно, и не правильно, – во все стороны, помимо вспаханной земли, кажется это безрассудным, – и действительно, это так. То с точки зрения этой притчи духовной, – это не только правильно, но и похвально. Почему? Потому что речь идёт о сердцах человеческих, и там, несколько иное значение имеет эта притча. Камень, в понятии сердца, может стать доброй почвой, и принести плод, потому что сердце человека способно меняться. Дорога, которая являлась проходимою для всякого человека и скота, может стать непроходною, и может стать благоплодною тоже местностью. И, наконец, даже тернии, – они могут быть вырваны, и дан быть рост пшенице, которая принесёт свой плод. И, наконец, нечто необычное, что та же благородная, бдагоплодная земля, на которую упало семя, вдруг приносит разный плод. И это означает, что не от человеческой природы зависит добрый плод, но от воли человека, который трудится и созидает своё спасение. Наконец, эта притча таинственно открывает и пути погибели. Путь погибели здесь открывается неожиданно в чём? Что человек может сделать своё сердце каменным, может сделать своё сердце плотное как дорога, которая не приемлет семена. И, наконец, некий образ погибели указан, – когда семя падает в тернии. Эти три разновидности, даже четыре пути разновидности, – когда ещё принимает участие дьявол, и похищает посеянное в сердце человека.

Итак, в этой притче указано очень много более полезного, чем мы знаем. Более того, Священное Писание открывает нам и другие тайны о сердце человеческом. Первое, что нужно знать человеку, – что он глубоко ответственен за свой внутренний мир, поскольку, обладая свободной волей, он знает, что все потенции в сердце человеческом открыты, и он способен в себе созидать как Царство Божие, так и гиену, и глубины ада, – смотря, в какую сторону он будет направлять свои силы. Более того, Священное Писание открывает и другую особенность сердца человека, – что оно есть бездна, и там, в сердце человека, даётся некоторая способность деятельности человека; открывает и следующую тайну, – что не ум человека является генератором мысли, но мысли всего лишь вторичный продукт деятельности сердца человека. Потому Господь и сказал – от сердца человеческого исходят помышления. Отсюда, Бог, зная, какой громадный потенциал вложен в сердце человеческое, Он оградил неким законом деятельность человека, дав ему указания, и территорию добра, в которой человек должен трудиться, как бы человека ограждая от самого себя, учитывая, какую громадную мощь может иметь внутренний мир человека, если он направляется ко злу или к добру. И каким образом мы видим это в настоящее время, когда один и тот же ум и сердце человека: один созидает лекарство, – инструменты, способные лечить и сохранять жизни человека; другой, – ум, – как хищная птица, работает над тем, как мощнее, преступнее и страшнее истребить человечество, – уже оружие мощное, способное уничтожать континенты, готово к применению, и более того, мы должны знать, что именно в этом кроется и опасность человека, что человек должен блюсти своё сердце, и знать, что все силы, дарованные ему, – дарованы от Бога, Который, будучи Сам Творцом, дал человеку носить этот образ и творческое начало в своём сердце, – очень сильное и могущественное. И сердце имеет и другую тайну, что в нём могут сокрываться самые сокровенные тайны, к которым стремиться человек, и ни за что не хочет поделиться ими, если они имеют безнравственную окраску. И ещё способность человеческого сердца, – что когда оно преисполнено какими-то желаниями настолько, что не может их удержать в тайне, потому что от избытка сердца глаголют уста человеческие.

Итак, зная эти особенности, мы должны быть весьма внимательными к своему сердцу, и к своему уму, потому что ум, – как мельница, непрерывно мелющая, будет перемалывать всё, что рождает ваше сердце, и этому не будет остановки, если вы разумным усилием не приведёте в порядок работу и ума, и сердца вашего. Это открывает нам Священное Писание, и этому учат святые отцы. Итак, зная, какая опасность таится в деятельности сердца человека, и ума, будем весьма осторожны, и следить тщательно, и подвергать некоторому контролю деятельность внутреннего нашего естества, внутреннего органа – сердца, а также, и наш ум. Святые отцы, в заключение скажу вам, указывали на некоторые образы, что представляет собой деятельность ума нашего, и говорили о том, что деятельность ума подобна пыльной дороге, на которой оставляют следы все проходящие по ней». Там оставляет следы не только человек, но и всякая тварь, которой вы позволяете бродить по просторам вашего умного пространства, и оставлять не только свои следы, но и следы своей жизнедеятельности, и осквернять вас. Поэтому, будем следовать словам Апостола Павла, который говорит: «Всё мне позволительно, но не всё мне полезно». Будем осторожно прикасаться в этом мире и к тому, что позволительно, потому что и оно при неумеренном общении или употреблении способно приводить человека к падению. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днём, желаем вам помощи Божией!

Всех поздравляем с принятием Святых Христовых Таин!