Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Притча о великой вечере (Лк.14:16-24) – одна из самых насыщенных по обилию духовных смыслов. Некий человек сотворил великую вечерю. С первых слов в этой притче все таинственно. Кто учредитель вечери? Евангелие его называет «человеком неким», то есть неизвестным. Поскольку люди забыли Бога и потеряли правильное понятие о Нем, то и Бог скрыл Себя от людей под именем неизвестного человека. Большое число приглашённых на вечерю – это всё человечество. Все приглашены на пир, всем выдан пригласительный билет, ни у кого нет права унывать, но и нет шанса отказаться от этого приглашения. Кто не совсем омрачен грубым неведением о Боге – тому не нужно доказательство к истине, что Бог есть, что Он – Творец. Он Царь царей и царств. По существу Бог – Премудрый, Всемогущий, Он Царь Правды.
Бог не может допустить, чтобы в Его Царствии правда была презираема или забыта...
Бог не может допустить, чтобы в Его Царствии правда была презираема или забыта, чтобы добродетель была несчастнее порока. Как царь земной поступил бы несправедливо, если б не награждал человека за верность, но Бог не только воздает милость за благочестие и правду и человеку, и народу, и государству. Но если отдельный человек воздаяние может получить и в этом веке и в будущем, – то государство имеет только земное устроение, и только здесь, на земле, оно должно получить свое воздаяние.
Человек никогда не будет успешен, если свою правду не будет постоянно сличать с правдой Божией...
По законам Царствия Божия, развитие добра или зла в нравственной жизни народа обязательно отражается в благоденствии или страдании всего народа. Из Священного Писания мы знаем, что Бог есть Бог Правды, и Он более всего ищет правды от человека. В Священном Писании говорится: «Праведен Господь и Правды возлюби, правоты виде лице Его», «Блаженни алчущие и жаждущии правды», «Правде научитесь, живущие на земле». Поэтому правда Божия есть закон Божий. Святые отцы учат, что правда Божия утверждается в человеке постоянным обновлением в уме человека этой истины. Человек никогда не будет успешен, если свою правду не будет постоянно сличать с правдой Божией. Человек не будет истинен, если не будет носителем в сердце своем правды Божией.
...отсутствие правды в обществе, – признак глубокой деградации общества, приводящей к вырождению народа...
Существует незыблемый духовный закон: там, где нет любви – там нет Истины. Правда людей, если она хочет быть отражением правды Божией, должна следовать Истине. Отсюда все деяния человека, совершаемые в гневе и раздражении, лишаются истины. В таких состояниях не стоит ни судить человека, ни принимать решения. Все, что решается с гневом и раздражением – есть ложь и преступление. Но самое важное – то, что отсутствие правды в обществе, – признак глубокой деградации общества, приводящей к вырождению народа. «Без правды, – говорит древняя мудрость, – не может стоять ни одно государство».
Отсутствие правды настолько патологично для общества, что оно ставит общество на грань вымирания...
Что есть современная политика? Непрестанная ложь. Государственные институты, отношения в обществе – все пронизано ложью. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что «признаком крайнего разложения общества является то, когда врачи не лечат, но увеличивают болезни людей». Отсутствие правды настолько патологично для общества, что оно ставит общество на грань вымирания. Тогда совершенно понятны слова библейского мудреца. Он сказал: «Правда возвышает язык, неправда и грехи умаляют и уничтожают племена и народы» (Притч.14:34). Это мы слышим и у псалмопевца: «Яко весть Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6). Аминь.
29.12.2024, Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец
Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии читалось Евангелие о том, как Господь исцелил прокаженных (Лк.17:12-19). В то время тот, кто заболевал этой страшной болезнью, изолировался от остальных, потому что он мог кого-то заразить. Обычно эти люди жили в пустынных местах и образовывали небольшие общины, для того, чтобы легче было жить, добывать пищу, помогать друг другу. И вот Господь встречает таких людей, – их было 10 человек, и говорит: «Пойдите, покажитесь священнику». Когда прокаженный исцелялся, а такое тоже случалось, – его выздоровление должен был засвидетельствовать священник, чтобы человек снова мог находиться среди других людей, как бы подтвердить его выздоровление. И когда эти люди пошли, по слову Христа, к священникам, – то в пути, смотря друг на друга, они увидели, как струпы отпадают, и живая кожа выступает вместо страшных ран. Естественно, они обрадовались. И, наверное, поспешили к священнику для того, чтобы он быстрее подтвердил исцеление, чтобы снова жить в обществе. И только один из них возвратился ко Христу и поблагодарил Его за исцеление. И Господь тогда выразил отношение к этому благодарению: «А где же остальные девять?», – спросил Он. И, обращаясь к выздоровевшему самарянину, говорит: «Вера твоя спасла тебя». Значит, благодарение в нашей жизни очень много стоит.
...Это значит, что наша благодарность Богу и наше Причащение Святых Христовых Таин на Евхаристии связаны друг с другом
А как же мы можем благодарить Господа? Какой же должна быть наша благодарность за Его благодеяния? И мы должны понимать, что главное благодарение, которое мы можем принести Богу – это участие в Литургии. Другими словами, Литургия называется «Евхаристия», а с греческого это слово так и переводится – благодарение. Названа эта служба так потому, что главный мотив обращения к Богу на Литургии – это благодарение. К сожалению, сейчас не слышна та молитва, которая является пиком всей Евхаристии. Священник читает ее тайно, в Алтаре. Но чтобы вы понимали, о чем идет речь, я ее сейчас зачитаю: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные», и так далее. Молитва достаточно длинная. Но уже ясно, что эта молитва – благодарение Богу за все. За все, что мы знаем и что не знаем – за все, что происходит с нами. Интересно, что в конце этой молитвы звучат слова: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго причастие». Это значит, что наша благодарность Богу и наше Причащение Святых Христовых Таин на Евхаристии связаны друг с другом.
Но если каждый в сердце своем решит, что когда он идет на Литургию – причащаться, – тогда все мы будем вместе. И будем тем самым Телом Христовым, Которое никогда не одолеют врата ада
Я на самом деле очень рад, потому что в нашем храме причащается сейчас очень много людей. Но всё равно есть те, кто пришел на Литургию и не причащается. Смысл нашей службы в том, чтобы причащались все те, кто пришел в этот день на Литургию, чтобы быть нам единым телом Христовым, приняв Тело и Кровь Христовы. Я понимаю, что препятствием для частого, хотя бы еженедельного Причащения, является наша подготовка. Кому-то трудно попоститься, почитать, трудно настроиться. Но дело в том, что подготовка к Причастию появилась не так давно. Она появилась во времени. И сегодняшняя подготовка даже противоречит правилам церковным. Шестой Вселенский Собор определил, что должен быть отлучен тот, кто постится в субботу. А у нас подготовка к Причастию предполагает пост в субботу. Вот какое противоречие. Однажды я слышал, как к очень уважаемому священнику, подошла девушка и спросила: «Отче, как же мне причащаться? Накануне я разговаривала с Богом только одну минуту». И этот священник говорит: «Хорошо. Это нормально и вполне достаточно для Причастия». Существует только один Евхаристический пост – это невкушение пищи с 12 часов ночи. Есть одна причина, по которой человек не может причащаться, и которую определил Сам Господь в Евангелии: это когда мы пребываем в ссоре с кем-нибудь. Тогда причащаться не надо. Во всех остальных случаях как бы хорошо было, если б мы все вместе, «едиными усты и единым сердцем», как говорится на Литургии, приобщались бы Святых Христовых Таин. Сейчас мы определяем каждый для себя, когда он будет причащаться. Но если каждый в сердце своем решит, что когда он идет на Литургию – причащаться, – тогда все мы будем вместе. И будем тем самым Телом Христовым, Которое никогда не одолеют врата ада. Аминь.