Наверное, каждый зависимый от наркотиков или алкоголя – из тех, кто задумался о борьбе с веществом, знает о программе 12 шагов. На сегодняшний день- это самый лучший механизм для освобождения личности от власти страшной зависимости. Многие, идущие по шагам, знают историю ее возникновения и создания на ее основе обществ Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. Но мне сейчас хотелось бы обратить внимание на очень интересный аспект сходства программы 12 шагов и Православной аскетики. С самых первых дней своего существования Церковь стала говорить о борьбе с грехами и страстями, порабощающими душу человеческую. За 2000 лет ею накоплен огромный опыт, который засвидетельствован в писаниях святых отцов, пустынников и аскетов. Один американский психолог, ознакомившись с трудами Исаака Сирина сказал, что это истинный психолог всех времен и народов, далеко превосходящий всех по глубине познания сущности человека. Пьянство всегда считалось в Церкви страстью, разрушающей личность, тем более таковой является появившаяся сравнительно недавно наркомания. И вот, случайно или нет- но программа использует опыт христианской борьбы со страстями, лишь несколько интерпретируя ее под определенную страсть и расширяя для тех, кто христианином не является. А теперь посмотрим по шагам:
1) Мы признали свое бессилие перед своей зависимостью, признали, что наша жизнь стала неуправляемой. Видение и осознание своего греха является самым началом его преодоления. Причем понимание этого должно быть глубоко личным, искренним, идущим из глубины души. Человеческая природа испорчена, отравлена. В этом смысл библейского повествования о грехопадении Адама и Евы. Грех исказил и обезобразил совершенное творение Божие, причем по вине самого человека, получившего великий и страшный дар-свободу. Можно сказать, что человек в лице Адама и Евы стал зависимым от греха и бессилен его преодолеть. Неуправляемость жизни показана в Библии трагическим рассказом о Каине и Авеле… Зло господствует над добром…
2) Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная может вернуть нам здравомыслие. Вот, собственно, за этим и приходил Христос. Восстановить человеческую природу через жизнь с Богом. «И познаете истину и истина сделает вас свободными»(Ин. 8.32)-говорится в Евангелии. Для этого основана церковь и пребывающий в ней Господь ведет немощных по пути борьбы с грехом и возвращает нам свободу и здравомыслие. Только Дух Святой может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою , похищенную дьяволом»-говорит Игнатий Брянчанинов. А святой Исидор Пелусиот добавляет: « В священную брань со страстями подлежит вступать, полагаясь не на самих себя, но предоставляя победу Божию содействию. Ибо если так поведем брань- и сами всем запасемся, все приведем в порядок, употребим труды и бдительность и возложим упование на милость свыше, то легко преодолеем страсти и постепенно возвратим благие надежды». Сказано в пятом веке.
3) Мы принимаем решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем. Вот тут, казалось бы могут возникнуть трудности и разногласия программы и традиционных религий, говорящих о себе как о истине в последней инстанции. Но здесь на помощь к нам придет митрополит Сурожский Антоний, по свидетельству людей, имеющих счастье общения с ним, человек святой жизни. Он говорит: «Что касается религий, я думаю, что Бога никто не может выдумать, и поэтому всякая религия, которая говорит о Боге, говорит изнутри какого то непосредственного опыта Божества. Этот опыт может быть неполным, но этот опыт реален; он может быть отчасти искаженным именно своей неполнотой, потому что природа не терпит пустоты; но вместе с этим есть какое то непосредственное знание, опытное знание, к которому мы можем приобщиться или которое может кое что раскрыть. Греческое слово «теос»- Бог –имеет два корня. Один корень говорит о нем как о Творце, а другой корень как бы направляет мысль на то, что это Тот, перед Которым поклоняются. И немецкое слово Goot-или английское God- от предгерманского корня, означающего «тот, перед которым падаешь на колени»… Я бумаю, что нет ни одного человека на земле, который когда либо не пал на колени перед Живым Богом, чью близость он вдруг ощутил, — и который не встретил бы Живого Бога. Как он потом этот свой опыт начнет выражать умственно, какие формы ему не предаст, как истолкует его – вот тут могут начаться отклонения, ошибки, но коренной опыт, мне кажется, всегда реален.» Как говорится, комментарии излишни.
4) Мы глубоко и бесстрастно исследовали себя с нравственной точки зрения. Часто мы просто не видели того, что происходит в нашей душе. Вполне распространено мнение человека о самом себе: « Я не делаю никому ничего плохого,у меня нет грехов». Уместен известный пример- в темной комнате нам кажется, что у нас порядок. Стоить включить свет , мы увидим разбросанные вещи и мусорок. А в лучах солнца бывает видна каждая пылинка. Так и с грехами. Стоит начать внимательно исследовать себя, становиться ясно, что не так уж мы святы, как казалось нам порой…
5) Мы признаем перед Богом, собой и каким либо другим человеком истинную природу наших заблуждений. Психологи обычно поясняют это — «в этом месте нужно зафиксировать свою вину для того, что бы позже можно было использовать чувство своей вины для развития личности. По христиански этот процесс звучит как покаяние. Причем покаяние в изначальном новозаветном смысле. Греческое слово «метанойя», которое переведено в русском Евангелии как покаяние означает, означает «перемену в восприятии фактов и явлений, обычно, сопровождающееся сожалением. Проповедь Христа народу начинается именно с покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 4.17). О покаянии в писании учителей Церкви написано очень много. Каждый может из этой сокровищницы знаний взять что либо для себя.
6) Мы полностью подготовлены к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера. Цель, кажется, почти недопустимая — «полностью» избавить «от всех» недостатков. Это что же — мы должны стать святыми, почти безгрешными? Разве это возможно? Но цель поставлена и к ней надо идти. Это как в русских сказках – царь посылает молодца, отыскать , казалось бы, недостижимую штуковину, спрятанную за семью морями и охраняемую всеми злодеями этого мира. Но если достанет, царевна и пол- царства ему обеспечены. Надо заметить, в сказках герои обычно всегда побеждали… Готовы ли мы идти по этому пути? И опять Евангелие призывает нас к неимоверной высоте – перечитайте Нагорную проповедь, в конце которой слова: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Кор. 5.48).
7) Мы искренно просим Его избавить нас от наших недостатков. Вам понятно, что просьба к Богу называется молитвой. Ей пронизана вся христианская жизнь- это и богослужение и уединённое моление, и составленные святыми, и свои личные просьбы. Именно в молитве приходит ощущение близости Бога, уверенности в том, что он слышит и помогает нам. Примеров этому множество. Есть только одна причина, по которой Господь нам не сможет помочь в борьбе с нашими грехами и страстями- если опустим руки и будем ждать, что Бог все сделает для нас без наших на то усилий.
8) Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло и приисполнились желанием возместить им весь ущерб. Да, на протяжении жизни мы неизбежно огорчаем кого-то. Во время беседы с зависимыми людьми я слышал, как много порой было сделано ими зла своим ближним. И вот теперь вместо боли мы должны нести людям радость. Наступает период деятельного покаяния, мы должны начать приносить плоды нашего изменения. Апостол Иаков пишет кратко и понятно: « Вера без дел мертва есть» (Иак. 2.17).
9) Мы напрямую возмещаем ущерб тем людям, кому это было возможно, за исключением тех случаев, когда это могло навредить им или другим людям. Понятно, что этот шаг вытекает из предыдущего, но тут возникает ряд проблем. В употреблении нами потрачено столько денег, что многие из нас не смогут заработать их за всю жизнь. Мы много воровали и вряд ли сейчас найдем этих людей. Мы вовлекали в употребление наших знакомых и не все из них сейчас живы… Я не знаю, как этот вопрос решают психологи, но знаю, что молитва праведного человека ( а ведь мы сейчас стремимся стать праведными) может спасти душу даже великого грешника. Пусть молитва Богу, как мы его понимаем, станет возмещением тому, кому мы уже по многим причинам не можем дать достойного воздаяния.
10) Мы продолжали самоанализ и когда допускали ошибки, сразу признавали это, как говориться –жизнь пройти не- поле перейти. Никто из нас не застрахован от ошибок и падений. Даже совершенные механизмы ломаются и дают сбой, что же говорить о человеке…
По этому поводу есть очень хорошая притча:
«Однажды к праведному старцу пришел молодой инок и сказал — отче, я пал, что мне делать? На что старец ответил — встань и иди дальше. Через какое то время тот же инок опять пришел к старцу, и сказал – я опять пал. На что старец снова ответил – встань и иди. В третий раз инок прибежал к старцу со слезами, отче я снова пал, что же мне, в конце концов делать? Старец ответил то же что и раньше – встань и иди, и сколько бы раз ты не падал, все равно вставай и иди дальше.
11) Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и даровании силы для этого.
Здесь без комментариев можно прочитать молитву Оптинских старцев:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получал известия в течении дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвидимых случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеется, терпеть, прощать и любить. Аминь.
12) Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть обэтом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах. Деятельное несение радостной вести другим людям – опять же основной принцип христианской веры. Первые ученики — Христовы апостолы пошли с проповедью во все концы Римской империи. Несмотря на жесточайшие гонения «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»(Мф. 4.16). Так и выздоравливающие несут сидящим во тьме алкогольного и наркотического дурмана радостную проповедь о пути выздоровления.
Эта статья написана не для проповеди христианства среди групп АА или АН, а для того, что бы показать что на протяжении 2-х тысячелетий в Церкви накоплен опыт борьбы с грехом (еще апостол Павел писал, что пьяницы не наследуют Царствия Божия»), приобщившись к которому, зависимые люди найдут себе поддержку и помощь.