13.11.2022, Неделя 22-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днём, а причастников ещё и с принятием Святых Тайн, Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. Это величайшая дарованная нам от Бога Святыня, причащаясь Которой достойно, мы утверждаемся в жизни по Бозе, в защите себя от всяких злых сил.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали об исцелении Гадаринского бесноватого. Жители этой страны просят Христа Спасителя оставить пределы селения и уйти от них, ибо они были объяты великим страхом. Господь со смирением принимает их просьбу, садится в лодку и направляется на противоположный берег Галилейского озера, в Капернаум, где Его ожидает уже Иаир, и женщина кровоточивая, и множество народа.

Всякий раз, читая это Евангельское повествование, мы, где-то может быть даже в душе и возмущаемся, почему жители этой страны, видя такое великое чудо – Господь возвращает к жизни сего несчастного человека, который не жил, а существовал, – просят Христа уйти. Казалось бы, они должны были поклониться Христу в ноги, поблагодарить Его, попросить Его остаться с ними на какое-то время, как это сделали жители Сихема. Но они просят Его и умоляют, чтобы Он поскорее ушел от них. Почему эти жители были объяты страхом? Почему они просят Господа оставить их, уйти от них? Потому что Господь в этой земле творил чудеса ради блага и пользы человека. Он изгоняет из этого несчастного человека легион бесов. Евангелист Лука, в данном случае, и другие евангелисты, свидетельствуют о том, в каком несчастном состоянии был этот человек. Он был гоним злыми духами в пустыню, в горы и пещеры. Он бился о камни. Он существовал, он не жил, он не радовался жизни. Этот несчастный человек олицетворяет людей, которые попадают под власть греха, зла, в руки сатаны. Жизнь таковых людей, она вся печальна и несчастна, и никакой радости там нет. Господь возвращает его к жизни, изгоняя из него легион бесов. По римскому исчислению того времени легион – это шесть тысяч. Столько бесов вселилось в этого человека. Бесы, зная, что их ждет преисподняя, адские мучения, исповедуют Христа Богом, и, веря в Его всемогущество, просят, чтобы Он не отправлял их в бездну, в преисподнюю, а разрешил бы им вселиться в стадо свиней. Господь повелевает бесам сделать это, и они вселяются, и тотчас это стадо животных бросается в море и тонет.

Такое Евангельское событие нельзя рассматривать как нелюбовь Бога к животным, к Своему творению. Бог всё сотворил хорошо. Свиньи были нечистыми животными по закону Моисея. Господь через Моисея накладывает некий пост на людей, чтобы они воздерживались, называя свиней нечистыми. Жители этой страны знали, видели несчастного бесноватого, и видели, наверное, каждый день, и как-то старались ему помочь, но никакая их помощь не приводила к положительным результатам. Бесноватый разрывал цепи, – такова была сила дьявола, действовавшая в нем. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы хоть на мгновение Господь дал бы свободу дьяволу, то наименьший из бесов одним щелчком отправил бы всю землю с людьми в преисподнюю. Вот какова сила бесов, и как Господь сдерживает их, любя нас.

Жители Гадаринской страны были объяты страхом, испугались, как бы Господь над ними не сотворил какого чуда. Они понесли материальный ущерб, они ставили материальное выше силы и милосердия Бога, и просили Христа удалиться от пределов их земли.

Казалось бы, какое отношение имеет это событие к нам, живущим уже в Новом Завете? Мы с вами тоже где-то уподобляемся этим жителям, когда встречаемся со скорбями, болезнями и немощами. Неся их, мы ропщем на Бога, удаляем Его из своего сердца. А Бог всё равно любит нас. Мы уподобляемся жителям этой страны, когда всецело привязываемся к земному, к материальному, к вещественному и болезненно переносим расставание с вещественным, когда теряем его, – ропщем на Бога. Мы уподобляемся этим жителям, когда не благодарим Бога, уподобляемся, когда порой идем на какие-то страшные вещи: пусть даже Господь отступит от нас, только бы не послал нам каких-либо земных испытаний и скорбей. Мы ропщем, скорбим и печалимся, а Господь всё равно любит нас и желает нам спасения.

Настоящий христианин всегда благодарит Бога за скорби, зная: если Бог посылает нам те или иные земные трудности, значит Он любит нас, и хочет, чтобы человек одумался, оглянулся, подумал о своей жизни и душе, о жизни будущего века. Мы уподобляемся этим жителям, когда ропщем на Бога, и тем самым удаляем себя от Бога. Не Бог от нас отступает, а мы от Него уходим. Мы уподобляемся жителям этой страны, когда не обращаемся к Богу в молитве, особенно, когда не благодарим Его. Благодарить Бога мы должны всегда и везде, и на всякое время. Подобно этим жителям, когда всецело не полагаемся на милость, на всемогущество Божие, на Его отеческую заботу о каждом из нас.

Чтобы не приближались к нам злые духи, святые люди советуют почаще заглядывать в Слово Божие и молиться. Апостол Павел прямо пишет, что оружие против дьявола – это Слово Божие, это вера и молитва, это крестное знамение (Еф.6:10-18). Если мы будем почаще достойно причащаться, почаще иметь в сердце и на устах молитву к Богу, жить по-христиански, то злые духи не приблизятся к нам. Господь посылает злых духов к людям, которые ведут не христианский образ жизни, для вразумления их, чтобы человек одумался. А в целом – пути Господни неисповедимы, и непонятны для каждого из нас до конца. Почему Господь так соделывает? Наверное, это надо таковому человеку – понести вот такой земной крест для спасения души. Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет, что он предал сатане одного из грешников для измождения плоти, чтобы дух был спасен (1 Кор.5:3-5). Наверное, в этих словах апостола Павла, а вернее – в словах Самого Бога через апостола Павла, мы с вами можем найти ответ на этот вопрос – Господь для спасения души посылает людям земные испытания и трудности.

В нашей жизни всегда чередуются и радости и скорби, и удачи и поражения, и здравие с болезнями. За всё это надо благодарить Бога и молить, чтобы Он всегда был в наших сердцах и душах, чтобы мы всегда были с Богом, ибо Он для нас – и путь, и жизнь, и истина. Будем с Богом, и никакой враг к нам не приблизится. Еще хочу напомнить, что мы с вами как христиане не должны употреблять этого черного слова «дьявол», не посылать к нему никого. Человек обидел, оскорбил нас – его надо простить, помолиться за него, но ни в коем случае не отсылать его к злым силам. Будем знать это, и себя хранить всячески от темных сил, и другим желать этого.

С праздником вас, друзья!