Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Всякий раз, когда мы слушаем Евангелие, – иногда очень краткое и лаконичное повествование хорошо известных нам притч, которые говорил Сам Господь, – они не сразу раскрывают свой внутренний смысл, и поэтому, иногда приходится несколько внимательнее вглядываться в текст, вдумываться, чтобы открыт был смысл этого повествования, чтобы получить пользу. Вот и сегодняшняя известная притча, которую Господь обратил к слушателям, – о богаче и Лазаре, имеет некоторую особенность. Здесь говорится о двух персонажах, – богаче и Лазаре, и говорится очень кратко, но дается всем нам очень глубокий и важный урок. В притче сказано, что некоторый человек был богат. Он одевался в порфиру и виссон, и пиршествовал каждый день. Здесь, первое замечание дают святые отцы, говоря: «Человек, который обременен богатством, но не был исполнен добродетелями, чаще всего, погружаясь в пучину зол, сам своё имя вычеркивает из книги жизни». И по этой причине, этот богач не удостоился чести быть названным по имени, и оставил за собой только некоторую необходимость назваться просто общим названием – «человек».
Известно, что богатство несколько расслабляет человека, и в то же время, дает ему возможность ухаживать за собой и одеваться в изысканные одежды, и выглядеть очень хорошо. По этому поводу, святитель Иоанн Златоуст замечает: «Роскошь тела всегда свидетельствует о голоде души, а роскошь одежд свидетельствует всегда о наготе души». По этой причине, и этот названный богач, имел некоторую особенность жизни. Евангелие упомянуло не случайно и о его одежде, и о его пище, и о роде жизни, но очень кратко. И сказано, что он одевался в порфиру и виссон. Это означает, что богатства его были достаточно велики, потому что он одевался даже в царскую одежду. И образ жизни его был такой, что он имел возможность веселиться на всяк день и пиршествовать, устраивать богатые застолья. И, несомненно, что всегда это связано и с злоупотреблением в пище и питии, и там, где безмерно изливается вино, там всегда присутствует растление, разврат, беззаконие, и всякие преступления.
Говорится и о другом человеке, который в этой притче присутствует и упоминается. Этот человек был старик, изможденный болезнями, и говорится о том, что он был весь изъязвлен струпами, то есть имел гнойные раны. И он неимоверно страдал, но он лежал у ворот богача, и имел внутреннюю страшную борьбу, и внешние телесные страдания. Несомненно, он многократно переосмысливал причину своего положения, поскольку страдал и от зноя, и от холода, и страдал от своих телесных болезней настолько сильно, что стоны вырывались из его груди, и он ожидал и просил, чтобы смерть прекратила эти страдания. Сказано так, и что он был постоянно вынужден искать пропитание, и желал насытиться от крох и отбросов, которые выбрасывались на улицу, но и там ему предстояла борьба за пищу, поскольку голодные псы тоже окружали его. И, наконец, некоторое утешение имел этот страдалец от того, что неимоверно страдал от болезней, и Евангелие говорит, что псы приходили и лизали его раны, тем доставляли ему некоторые облегчения в страданиях, слизывая запекшуюся кровь и гной. Вот этот человек всегда находился пред лицом богача, и тем не менее, тот его не замечал.
И дальше, притча говорит о кончине этих обоих людей, и сообщает также кратко, говорит: «Умер богатый, и унесен, и был погребен». Сразу за сообщением о его смерти сообщается о гробе, таково последствие всякого разгула в жизни, и когда человек не заботится о себе и о своих последних днях. Говорится и о том, как умер бедный Лазарь, и сказано так: «Умер Лазарь, и был погребен Ангелами» – это одно из важных замечаний для всех нас, кто страшится старости и бедности, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бедные и нищие поступают после смерти в распоряжение Ангелов, и они имеют о нем попечение».
Притча также говорит и о загробной участи этих двух персонажей для нашего научения. Сказано удивительно, что находясь в жесточайших мучениях, богач поднял свои глаза, свой взор наверх, то есть он находился внизу, в бездне адской, и увидел Авраама и Лазаря. И удивительно – он тут же узнает его, и называет по имени, и просит Авраама: «Пошли Лазаря, пусть он омочит конец перста, и освежит мой язык, потому что он сильно страдает». И услышал соответствующий ответ, поскольку за гробом нет уже возможности перемен человека, который не приобрел хоть каких-нибудь добродетелей в этой жизни. И то удивительно, что не Лазарь его увидел, это было и не возможно, – человек, находящийся во свете, не может видеть тех, кто во мраке находится. Но богач, увидев, начинает просить о милости и помощи, и возможной перемене его участи. Для нас всех этот общий урок, который мы можем получить здесь, определяется святыми отцами так, – они, обращаясь к богатым, говорят: «Будьте весьма осторожны, и приобретайте этими богатствами, которые не являются вашими, и даны вам во времени, – приобретайте будущее вечное упокоение, потому что вы более являетесь временными хранителями этих богатств, чем обладателями. Для тех же кто беден – пусть не смущают их удары судьбы, и пусть они знают, что Бог многократно награждает тех, кто терпеливо несет скудости и несчастия этой жизни, особенно тогда, когда они усугубляются беспомощностью нашей, и нищетою, потому что Бог дарует всякому человеку, прошедшему этот подвиг неизмеримо больше, чем он предполагает». Аминь.