Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин, Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа, – это величайшая Святыня, утверждающая, помогающая человеку жить по заповедям Божиим.
Всякий раз, когда мы с вами открываем слово Божие, читая его, мы видим там, являемые через Божественную благодать, чудеса Христовы. И казалось бы, человек, читая слово Божие, немножечко, может быть, зная о христианстве, должен твердо уверовать в Бога, но к сожалению, многие люди не веруют в Бога, – в чем здесь причина? На этот вопрос ответить очень трудно, но, наверное, большая часть здесь – какое-то бесовское наваждение, и здесь причина не в истине слова Божия, а в духовной слепоте самого человека. И как бы мы с вами ни убеждали человека, ни доказывали ему на основании Священного Писания веру в Бога, если человек сам не захочет веровать, его ничем не убедить. Остается только молиться за такого человека Богу, чтобы Господь коснулся его перстом Своей всесильной десницы, и человек повернулся бы лицом к Богу, уверовал бы в Него, и далее жизнь такового человека утверждалась бы только на Божественном Писании.
Сегодняшняя Евангельская притча о богаче и Лазаре напоминает нам и свидетельствует о том, что все те люди, которые жили здесь, на земле, не так, как должно жить, – они опомнятся, спохватятся, но уже не будут иметь никакой возможности, чтобы исправить своё положение в вечности. Их глаза откроются после смерти, и они ясно увидят Божественную истину. Они даже вспомнят о том, что на земле осталось много тех, которые подобны им, – слепотствующих, неверующих в истину Божию, – и они захотят, чтобы кто-либо из мертвых воскрес, пришел бы к этим неверующим, и засвидетельствовал бы о том, что жить и понимать дела на земле надо только по Божественному Откровению. Но и в этом им будет отказано. Почему? Да потому что, Божественного Откровения, Евангельской истины для тех, кто ищет истину, кто любит её – достаточно, а для тех, кто не ищет истины, кто не стремится к ней, кто не любит её, – не убедительно будет для таковых людей даже если бы кто и воскрес из мертвых. Есть слово Божие, есть Божественное Откровение, – это самое высшее свидетельство о Божественной истине, о Боге. Отказано будет им, и наверное каждый человек, отходя из этой жизни, он убеждается в истинности вот этого богача, что ему открылось – открылась ему вечная жизнь. Земная жизнь – это только подготовка к вечности, а вечность там, на Небе откроется ему.
И следовательно, убеждение этого богача, пусть будет убеждением для каждого человека, что здесь, на земле, единственным правильным руководством для человека в жизни является только Божественное Откровение, только слово Божие. Там, за гробом, это убеждение уже будет запоздалым, оно имеет большую силу здесь, на земле, но к сожалению, не многие люди стремятся к этому. И, зная это, будем веровать вот этим усопшим, умершим, ибо находящиеся в муках, в страданиях, они не будут лгать, они не будут нас с вами обманывать. Они желают того, чтобы у нас с вами открылись вот эти духовные очи, и мы бы с вами не попали в место мучений тех, кто здесь, на земле не стремился жить по-христиански. И об этих загробных вещах нельзя говорить, рассуждать, как мы порою рассуждаем о делах земных – авось как-нибудь пронесет, пройдет, – нет там уже не пронесет, не пройдет мимо, там мы не спрячемся за кого-либо. Там мы никого не обманем. Это здесь мы с вами можем обмануть весь мир, а Бога мы с вами никогда не обманем. Всё там всплывет, вся наша жизнь, наши дела, наши слова, наши мысли. И всё это предстанет: или же будет ходатаями за нас перед Богом, или же напротив – они нас отправят во юдоль плача в погибель вечную.
Здесь созидается Царство Небесное, и мы с вами должны быть уверены, что по исходе из этой жизни, мы с вами не попадем туда, куда отправил себя этот Евангельский богач, который здесь, в земной жизни, не руководствовался вечной правдой Неба, а руководствовался только стихиями мира сего, не жил здесь по заповедям любви, заповедям Божиим, а по стихиям греха, он свою жизнь так уподобил: наверное, был грешнее даже псов – псы приходили и лизали струпья Лазаря, а он и крохи не кинул этому бедному человеку. А после кончины всё изменилось, всё стало совсем по-другому. И мы с вами, зная это, должны трудиться для созидания Царства Небесного. Оно созидается здесь, через исполнение заповедей Божиих. И никакие грехи, которые мы с вами здесь совершаем, по нашей с вами воле, они не допустят нас с вами в Царство Небесное. Апостол Павел прямо свидетельствует: «Все, на земле неправедно живущие, они не наследуют Царство Небесное».
Будем стремиться к исполнению заповедей Божиих, стремиться к миру друг с другом и к святости. Тот же апостол говорит: «Стремитесь к святости, без которой никто не узрит Бога». А не узреть Бога, – это значит лишить себя вечной жизни в Царствии Небесном. Это значит – не достигнуть Царствия Небесного – цели жизни. Вся жизнь тогда человеком прожита будет напрасно, если мы не стали наследниками Царствия Небесного, а посему созидать это надо, и молитвою, и покаянием, и человеколюбием, и состраданием, и любовию к Богу и ко всякому человеку. Это вся наша жизнь – она должна быть наполнена всяким добром, во славу Божию и на благо ближнего, и на спасение своих душ.
Обратим внимание на земную жизнь Христа Спасителя – она была вся наполнена добрыми делами во славу Бога Отца и на благо человека. Так же и мы, как христиане, должны свою жизнь созидать во след земной жизни Христа Спасителя. И там, где Господь являет нам возможность проявить себя как христиане, мы должны быть повнимательнее ко своей жизни, и эту возможность от Бога реализовывать, зная о том, что может быть не тому будет польза, кому мы оказали помощь, может от нашей помощи ближнему, человек даже и не возрадуется, но мы с вами от Бога непременно получим добрую награду, и пусть таковой доброй наградой для каждого из нас будет Царство Небесное и жизнь в Горнех обителях Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Всех вас ещё раз с праздником, дорогие друзья!