Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Каждый раз, когда мы хотим узнать ценность какой-то вещи или начинаем какой-то серьезный труд, который важен для нас, мы стараемся заручиться мнением экспертов, людей знающих, чтобы наше дело не получило какое-то повреждение или урон. Так поступают благоразумные люди. Так стараемся поступать и мы, но удивительно, что в одном вопросе почти все мы делаем очень серьезную ошибку. Этот вопрос касается духовной жизни, а мы допускаем свободное решение, соглашаемся с доводами своего разума, не пытаясь найти точное подтверждение им.
И вдруг он обнаруживает, что самой возвышенной и ценной является добродетель любви…
Сегодня мы слышим слова апостола Павла, который в свое время побуждал христиан из язычников начать вести богоугодную жизнь. Он сказал следующее: «Оброцы бо греха смерть» (Рим.6:23). Что такое оброк? Это дань, и в словах апостола означает, что за всякий грех мы заплатим дань, которая есть смерть. Он же сказал: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12). Этими словами апостол хотел сказать, что мы не находимся в порабощении у пороков и страстей. Мы свободны, потому что имеем свободное произволение не грешить. Нам всем известно, что Сам Бог заповедал нам служить Ему и вести благочестивую жизнь. Каждый человек, который загорается желанием изменить свою жизнь, обращается к Священному Писанию и начинает жадно искать описание необходимых добродетелей, которые он должен приобрести. И вдруг он обнаруживает, что самой возвышенной и ценной является добродетель любви. Он устремляется к приобретению этой добродетели. Что же он делает для этого? Он начинает из естественных сил души черпать некую возможность усилить в себе любовь как естественное свойство своего сердца и этим, как ему кажется, добрым чувством сопровождать свои молитвы, добродетели, подвиги и отношение к людям.
Если бы человек обратился к святым отцам, то услышал бы нечто такое, что удивило бы его, нечто новое, чего не знают и многие христиане…
Но как важно в этом случае обратиться к экспертам Духа, святым отцам, чтобы не делать ошибочных шагов и не пойти в сторону заблуждений, о которых они предупреждают. Если бы человек обратился к святым отцам, то услышал бы нечто такое, что удивило бы его, нечто новое, чего не знают и многие христиане. Святые отцы говорят, что все естественные силы человеческой души повреждены грехом со времен падения Адама. Человек не способен только с помощью своих внутренних сил возносить Богу чистую жертву или творить чистые добродетели. Такая жертва оказывается перед Богом ненастоящей, мерзкой, от неё Бог отворачивается, потому что человек использовал те способы получения добродетелей, которые богопротивны, запрещены Богом и способны принести человеку больше вреда, чем пользы.
Святые отцы говорят, что Бог дал человеку закон и определил некие ступени в приобретении добродетелей…
О чем же святые отцы стараются предупредить человека в самом начале его добродетельной жизни? Во-первых, они говорят, что человек – существо весьма болезненное. Это касается всех людей без исключения. Духовная болезнь поразила всё человечество. Знание и признание этого факта несет человеку величайшую пользу. Незнание этого факта и непризнание его – это величайшая опасность для человека. Святые отцы говорят, что Бог дал человеку закон и определил некие ступени в приобретении добродетелей. В этом списке добродетелей любовь является наивысшей, и названа в славянском тексте союзом добродетелей. В современном языке это прозвучит так: «Любовь – это совершенство совершенств».
Человеку надо знать, что, не приобретя совершенства в первой добродетели, он не сможет правильно приобрести все последующие…
Всякая добродетель в Евангелии требует от человека не просто познания и приобретения навыка в ней, но совершенства. Первой среди добродетелей стоит добродетель смирения. Человеку надо знать, что, не приобретя совершенства в первой добродетели, он не сможет правильно приобрести все последующие. Святые отцы подтверждают эту мысль такими словами, говоря, что нет такого закона, по которому высшая добродетель может быть приобретена прежде предыдущей. Это сразу дает нам ясность в начале нашего пути. Также святые отцы говорят, что в числе добродетелей, предписанных нам Богом для приобретения, находится и любовь. Человек должен знать, что Бог призывает нас любить друг друга. В Священном Писании есть ещё много других призывов к нам. Но Бог открывает человеку, что каждая последующая добродетель является даром Божиим, который человек получит после приобретения предыдущей добродетели. Без получения предыдущих добродетелей любовь, наивысшая из них, станет в человеке жалким уродством или даже тяжким грехом.
Вот пути, приближающие человека к истинной добродетели любви…
По словам святых отцов любовь, которую требует от нас Бог, есть чистейшая, высшая добродетель, подаваемая человеку по мере очищения его души от страстей. Каждый, кто хочет узнать, имеет ли он что-то в себе от Божественной любви, может понять это из слов апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4:20). Святые отцы приоткрыли завесу той истины, которая будет предшествовать человеку на путях приобретения любви как Божественного дара. Они сказали, что страх Божий является предвестником и началом пути к любви Божией. Без него нет возможности приобрести любовь Божию, потому что страх Божий есть предпутие к Божественной любви. Священное Писание открывает нам, что такое страх Божий. Для многих это будет откровением. Святые отцы сказали: «Венец мудрости есть страх Божий». В Библии же сказано, что страх Божий – венец радости. Вот пути, приближающие человека к истинной добродетели любви. Вот слова преподобного Исаака Сирина, которые должны закрыть все вопросы и внести ясность в то, как приобрести добродетель любви: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей». Аминь.