02.07.2023, Неделя 4-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем. Всякий раз, когда мы обращаемся к Священному Писанию, то убеждаемся в Божестве Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который сказал: «…и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22). Сегодняшнее евангельское чтение убеждает нас в этом. У всех в жизни есть разные скорби и нужды, с которыми мы, как верующие люди, прибегаем к Богу. Мы часто молимся Богу и просим у Него помощи в разных нуждах, необходимых и неотложных. Мы другой раз возмущаемся: «Почему мы просим Бога, но Господь как бы не слышит нас и не отвечает на наши просьбы?». Мы пытаемся найти ответ на этот вопрос в том, что вокруг нас, а не в себе самих. Мы приписываем Богу равнодушие к нашим земным человеческим нуждам, мы ропщем на Него, а кто-то даже богохульствует. Правильно ли это? Ответ на этот вопрос дает нам сегодняшнее евангельское чтение, напоминающее о том, как Господь Иисус Христос исцелил болящего слугу капернаумского сотника.

Этот сотник был начальником римского гарнизона в Капернауме, в Палестине. Сам по себе он был человеком добрым, чистым и отзывчивым к евреям, живущим в этом городе. Своей душевной добротой и хорошим характером он заслужил уважение не только простых жителей, но и иудейских старейшин города. Случилось так, что у этого сотника смертельно заболел любимый слуга. В это время Господь приходит в Капернаум – Он спустился с Горы Блаженств, где накануне дал Заповеди Блаженства (Гора Блаженств находится совсем недалеко от Капернаума). Это был второй год общественного служения Христа Спасителя. Он приходит в Капернаум, и молва о Нем распространяется по всей округе. Сотник знает это, он приходит ко Христу, и просит у Него об исцелении слуги. Христос внимательно выслушивает сотника и говорит, что придет и исцелит слугу и направляется к дому сотника. В это время происходит то, что привело в удивление не только тех, кто там был, но наверное и все последующие народы. Мы видим пример великого смирения, надежды и глубокой веры в благость и силу Христа как Бога, пример людям на все времена, как мы должны молиться Богу. Сотник, рожденный и воспитанный в язычестве, скромно и с полным уважением ко Христу открывает Ему свое глубокое убеждение в том, что получит помощь. Он называет Христа Богом: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8).

Этот достойный уважения пример веры сотника побуждает нас подражать ему, и утверждаться в такой же вере, какую имел этот римский воин. И это удивило даже Христа, Который, увидев его нелицемерную веру, воздал ему, исцелив слугу. Вспомним слова Христа: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8:10). И, обращаясь к сотнику, Он сказал: «…иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8:13).

Евангелие свидетельствует нам, что благодаря глубокой вере и смирению, этот сотник сподобился милости от Бога. Это было более двух тысяч лет назад. Всегда ли мы можем сказать о себе такое? Всегда ли могут сказать о нас люди то, что сказали Иисусу иудейские старейшины об этом сотнике: «…он достоин, чтобы Ты сделал для него это…» (Лк.7:4)? Сотник, – язычник, просит милости у Бога для слуги, для своего раба, проявляя любовь и милосердие к этому человеку, видя, как тот жестоко страдает от болезни. Он просит здоровья не для себя, а для своего раба, являя по истине евангельскую любовь.

Всегда ли мы в своих молитвах просим у Бога то, что обернется добром прежде всего нам, нашим душам и тем, за кого мы молимся? Найдется ли в нашем храме хотя бы один человек, который стоял на коленях перед иконой и со слезами просил у Бога здравия, милости своему болящему соседу или больному знакомому человеку? Один человек здесь если найдется, то это великое счастье. А сотник это делает. Не было в нем ни колебаний, ни сомнений. «Только скажи слово, – обращается он ко Христу, – всё в Твоей силе и власти: и жизнь, и смерть. Скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Всегда ли мы в своих молитвах уподобляемся этому сотнику, когда обращаемся к Богу, прося у Него помощи? Имеем ли мы такое глубокое убеждение в том, что Господь не откажет нам в просьбе, какое имел этот сотник, этот римский воин? Всегда ли у нас есть неложная вера, нет ли у нас сомнений и неверия, которые всегда заграждают путь милости Божией человеку? Если каждый из нас внимательно посмотрит на свою жизнь в Боге, то увидит, как он далек от того капернаумского сотника и в вере, и в смирении. Если мы молимся Богу, то по большей части просим милости себе, а не кому-либо. А посему мы уже не заслуживаем такой милости, какую являет Господь к этому римскому воину. Апостол Иаков говорит прямо: «Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).

Посещая храм, мы должны чаще причащаться, потому что знаем, что вне Церкви нет спасения. Какую бы добродетельную жизнь ни вел человек, но если он не бывает в Церкви, не находит там своего места, то суетно спасение такого человека. Церковь утверждена Богом на земле, чтобы привести нас к вечной жизни, но при условии, что каждый, желающий наследовать Царство Небесное, будет вверять себя водительству Церкви. Молитвами в храме и дома, добрыми делами с помощью Божией мы должны стяжевать твердую веру, смирение, и глубокую любовь к Богу и ко всякому человеку. Чтобы в оный день, когда какая бы то беда ни приключилась с нами, – а трудности и болезни, это спутники жизни каждого человека, – чтобы мы, обращаясь к Богу в молитвах, услышали бы от Него всесладчайший глас, которым Бог сказал этому сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе по вере твоей». Аминь.

С праздником вас, друзья!