Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё с принятием Святых Христовых Таин. Из Священного Писания мы знаем, что ветхозаветная Пятидесятница, заключающая в себе время от первой ветхозаветной Пасхи до Синайского законодательства, была только прообразом новозаветной Пятидесятницы, установленной благодатью Святого Духа, пришедшего в мир. И вот три последующих воскресных дня после недели жен-мироносиц мы вспоминаем события из земной жизни Христа Спасителя, открывающие Христа миру как истинного Бога, Его Божественное всемогущество, как истинного Мессию, предвозвещенного пророками.
И в четвертый воскресный день по Пасхе мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного. В Иерусалиме у Овечьих ворот есть купальня. Это небольшой водоем с проточной водой. Там омывали жертвенных животных, барашков или тельцов, которых затем вели к Храму Соломона на гору. С другой стороны горы была Силоамская купель, где омывались люди перед тем, как подняться на гору к Храму, купить жертвенное животное и принести его в жертву Богу. В эту купальню временами сходил Ангел Божий и возмущал воду, вода очищалась и получала целительную силу. И тот, кто первым после этого входил в эту воду, тот исцелялся от всякой болезни, какой бы он ни болел. Царь Соломон построил при этой купели притвор, имеющий пять крытых ходов, пять галерей, в которых находилось много больных, слепых, расслабленных. Но прокаженных там не было. Прокаженные, как мы знаем, удалялись из общества людей.
Из Священного Писания мы знаем, что Господь, выйдя на общественное служение, приходил на Пасху в Иерусалим четыре раза, в четвертый раз Его распяли. Господь, придя на вторую Пасху в Иерусалим, посетил этот Соломонов притвор Храма и увидел там множество больных. Среди них Он увидел расслабленного человека. Не будем думать, что Господь случайно заметил этого больного. У Бога нет ничего случайного, Господь всё знал, Он знал, куда Он идет, Он знал, что встретит этого расслабленного, который 38 лет был поражен болезнью ног. Он не мог ходить, а только ползал. Господь, заметив искорку веры в этом человеке, спрашивает его: «Хочешь ли ты быть здоровым?» Больной утвердительно ответил: «Да!», но при этом он заметил: «…не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи» (Ин.5:7-8). И больной не усомнился в словах Христа. Он встал, взял свой одр и пошел с того места, где столько лет страдал и мучился от болезни.
Иудеи, потерявшие всякое искреннее религиозное чувство, а только слепо придерживающиеся исполнения предания старцев, заметили ему, стали укорять его: «Почему ты нарушил субботу, взяв одр свой?» На это больной ответил им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин.5:11). Больной не знал, что исцеливший его – был Христос Бог. Позднее Господь встречает его в Иерусалимском Храме и говорит ему: «…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).
Болезни – являются следствием греховного повреждения нашей человеческой природы. Или же они посылаются от Бога для испытания человека или как наказание за какие-либо грехи человека. В данном случае с этим расслабленным, мы можем утверждать, что он действительно грешил, ибо Господь сказал ему: «Не греши больше». Значит, раньше он грешил.
Апостол Павел в одном из своих посланий свидетельствует: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:27-30). Зная это, мы, как христиане, должны всячески избегать грехов, каяться в них, исправляться и просить у Бога о даровании нам здравия. Мы знаем, что Господь пришел в мир для того, чтобы спасти человека, исцелить и очистить его от всякой скверны и болезней, как душевных, так и телесных. Богу угодны молитвы верующих о даровании здравия больным. Ибо молитвы Святой Церкви это здравие и исцеление, которые Господь посылает многим людям. Мы с вами так свыклись с тем, что нам здравие возвращают врачи.
Действительно, врачи принимают немалое участие в возвращении нам здравия, но все мы знаем, что всякое добро даруется человеку от Бога: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Доктора – тоже люди, они тоже ограничены в своих знаниях. Не ограничен в своих возможностях только один Бог. Мы должны просить у Бога не только дарования нам с вами здравия и кому-либо, но и дарования мудрости врачам, – докторам, которые нас с вами лечат. И Господь будет внимать нашим молитвам и умудрять лечащих нас врачей, чтобы через них от Бога мы бы получали здравие и благодарили бы всегда прежде всего Бога нашего Иисуса Христа, везде и всюду воссылая Ему только благодарение, поклонение и всякую славу. Ибо только Бог дарует человеку всё необходимое как для доброй жизни, так и для спасения души. И мы, как христиане, должны внимая этому, принимая это от Бога с благодарностью, утверждаться только в жизни по Бозе. И тогда Господь непременно будет с нами, дарует нам здравие и всё необходимое для спасения наших душ.
Христос Воскресе!