Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали на Божественной литургии отрывок из Евангелия, в котором рассказывалось о том, как Господь исцелил одного расслабленного, лежавшего в надежде исцеления десятки лет около купели. И исцелил Он его в субботу. В этом отрывке очень много смыслов. Как, впрочем, и в каждой строчке Святого Евангелия. Но сегодня нужно остановиться было бы на одном из них, потому что все смыслы проговорить невозможно, настолько наш Новый Завет глубок, настолько он неисчерпаем для слов человеческих.
Фарисеи, услышав, что Господь исцелил этого человека в субботу, начали опять обвинять Христа за то, что Он не соблюдает закон, за то, что Он нарушает заповеди. Ведь Моисей принял от Бога на Синае десять заповедей, и в числе прочих там была заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8–10). И вот по этим заповедям иудеи жили долгое время. То, что сказал Господь, со временем обросло преданиями старцев, и каждая заповедь была растолкована, разжевана, настолько мелочей много было, сопровождавших каждую заповедь, что иудеи старались полностью исполнить не только то, что написано, а то, что истолковано. Но для примера даже: в субботу определялось количество шагов, которые должен был пройти человек. И если человек ходил больше, – это было уже нарушением заповеди. А здесь такое дело – Христос исцеляет, и не обращает внимания на закон. Но значит он делает что-то не то, ведь это Моисей дал от Бога повеления такие людям. Но Господь пришел для того, чтобы сказать, что весь закон, и все заповеди Ветхого Завета, они буквально ничто без любви человека к человеку. Он и исцелял человека по любви к нему, и Он всем Своим образом являл, что любовь стоит выше всего, выше заповедей. И порой и заповеди можно нарушить, – заповеди часто не Божии, а вот эти самые толкования старцев. Нарушить для того, чтобы человеку сделать доброе дело, для того, чтобы от сердца к сердцу поделиться своей теплотой, своим чувством, образ которого Христос явил во всей Своей жизни.
Евангелие написано для каждого из нас, и понятно, что сегодняшняя притча тоже обращена к нам, и наверное, сделано это потому, что мы постоянно повторяем ошибки иудейского народа. Но ведь если подумать, – так и есть, ведь мы стараемся полностью исполнить то, что нам кажется заповедями. А между тем Христос ни одной заповеди в Евангелии не дал, вот что удивительно. Он сказал только, что: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). А мы опускаемся опять на уровень соблюдения каких-то предписаний, законов, уже христианских, уже нашего нового времени. Мы стараемся всё соблюдать, но не понимаем, что за этим соблюдением часто мы перестаем видеть человека, который находится рядом с нами. И опять мы опускаемся в то самое иудейство, которое было во времена Христа. Христос говорил о любви, но если в человеческом сердце есть любовь, то вот эти заповеди – что Моисея, что заповеди Нового Завета, уже совсем не трудно исполнять. Эти заповеди не требуют каких-то усилий. Ну действительно, если мужчина любит женщину, ну станет разве он прелюбодействовать с кем-то? Ведь это так легко, оставаться чистым, когда ты любишь. Ну разве станет человек обманывать того, кого он любит, зачем это делать? Ведь всё сердце на ладони перед друг другом. Разве станет он воровать у ближнего своего, если в сердце его любовь? Конечно же нет. Поэтому основа, фундамент всей религиозной жизни, всей веры что Ветхого Завета, что Нового Завета, – это любовь людей друг к другу.
В Ветхом Завете тоже были заповеди о любви, но они забыты были нагромождением вот этих предписаний и правил. И дай Бог, чтобы мы не забывали об этом, что исполняя всё то, что нам предписано, читая молитвы, соблюдая посты, приходя в храм с периодичностью причащаться, мы должны помнить, что самое главное не в этом, самое главное – в этом самом фундаменте. Мы можем всё соблюдать, но при этом не любить, и быть похожими на тех самых иудеев. Как часто приходится сталкиваться с тем, что даже здесь, в храме, если нам кажется, что повели по отношению к нам как-то не так, мы проявляем свои чувства и взглядом, и словом, и недовольством, и даже толкнуть можем. Ну разве это любовь? Ну конечно же нет.
Поэтому давайте, братья и сестры, к этому относиться предельно серьезно – к соблюдению заповедей и наличию любви в нашем сердце. Любовь, – она Христова любовь. Она выше всяческой другой человеческой любви. Очень хорошо, если супруги любят друг друга. Очень хорошо, если мама и папа любят своих детей. Но это земная, человеческая любовь, и не о такой любви говорил Христос. Он сказал, что если «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Значит речь идет о другой любви. Это очень хорошо, по-человечески любить друг друга, создавать семьи, и там реализовывать себя, но Христос говорил о том Божественном чувстве, которое должно изливаться на каждого человека.
Ближний это тот, кто сегодня, в данную минут находится рядом с нами, и может нуждается в нашей помощи. Конечно, это исполнить наверное в полноте своей невозможно. Но отношение наше друг к другу должно быть таким, чтобы люди чувствовали теплоту, которая хоть немного должна находиться в нашем сердце. Вот эти все обиды, раздражения, воспоминания старого, осуждение – они должны быть действительно исторгнуты из нашего сердца только потому, что они мешают нашему нормальному отношению друг к другу. Все грехи, о которых говорит Церковь, они противостоят вот той Божественной христианской любви, о которой говорил Христос. Да, нужно всё исполнять, нужно нам и поститься, и молиться, и причащаться, и каяться. Это всё очень нужно. Но братья и сестры, вспомним, что без любви это всё будет напрасно. Давайте почаще читать гимн о любви апостола Павла, давайте выучим его наизусть, в нем всё сказано от и до. И вот постараемся быть такими, какими нам заповедал Христос, и как писал о том, какая любовь, апостол Павел. Аминь.
Христос Воскресе!