Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днём, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Тайн Тела и Крови Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, так твёрдо утверждающего и помогающего нам с вами жить по-христиански.
Сегодня Святая Церковь прославляет преподобную Марию Египетскую, вся пятая седмица посвящена сей Святой угоднице. Уж больно неординарно житие этой святой угодницы Божией.
Большая часть святых шли к Богу от млада, от колен матери, от юности. Эта святая угодница Божия встала на путь богоугодной жизни уже будучи в зрелом возрасте, наполнившая свою жизнь всяким грехом, всякими мерзостями, удаляющими её от Бога. Жила святая угодница Божия в VI веке в Египте. В раннем возрасте она ушла во град Александрию. Этот город особенно был развратным. Блаженный Августин пишет, что в этом городе позорная любовь кипела котлом, и вот в этот город и пришла преподобная Мария. Будучи красивой от юности своей, обладала страстным темпераментом, но не имея доброго руководителя в жизни, она постепенно, шаг за шагом, опускалась в бездну греха, дошла уже до последней ступени растления, распущенности. И такая грешная жизнь продолжалась целых 17 лет.
Но Бог хотяй спасения всем человекам, не оставляет даже последних грешников, – по нашим земным, человеческим меркам, казалось бы, достойного всякого наказания от Бога, – но и этих людей Бог любит и показывает всем людям на таких грешниках, что для Бога нет пропавшего человека, если сам человек обратится на путь спасения.
Преподобная Мария ради удовольствия, ради интереса плывёт на корабле в град Иерусалим с паломниками, которые едут для поклонения Животворящему Кресту Господню, и на корабле вела распущенную жизнь. Прибыв в Иерусалим, Промыслом, силой Божией, она не была допущена в Храм Гроба Господня на поклонение Кресту Господню. «Что же это такое?», воскликнула она после нескольких раз неудачного входа в храм, и здесь взор свой, своё внимание, она обратила на икону Божией Матери, и она увидела не икону, – а перед ней стояла живая Божия Матерь, вся в скорби и укоряя её. И здесь горький стыд, осознание своего недостоинства перед Богом, что это наказание Божие, пронзили её сердце, и она увидела, что она жалкая грешница. Она падает перед иконой Божией Матери ниц и молится: «Божия Матерь, я знаю всё моё недостоинство, мои грехи, я недостойна пребывать в Храме Божием, я достойна ада», со слезами, плачем перед иконой Божией Матери. Эти слёзы уже были слезами тёплыми, пробудившейся её совести.
И дальше, она уже входит в Храм Господень, целует Крест Господень, и выходя из Храма, уже не возвращается в Египет, где всё ей напоминало о греховной жизни, а уходит в дикую Иорданскую пустыню, где летом жара до 50 градусов, где летом нет никакой растительности, сухая засохшая выжженная трава и одни камни. Это невыносимо – там жить. И в этой дикой пустыне эта угодница Божия провела 47 лет: терпя невыносимую жару летом, зимой – холод, питаясь только одной травой, искушаемая диаволом, который напоминал ей о сытой греховной жизни в Египте. И только молитва, только слёзы, только сокрушение о своих грехах и всесильная благодать Божия хранила и укрепляла эту угодницу Божию.
И каждый человек, заглянув в житие этой угодницы Божией, даже интереса ради, увидев, что путём веры и покаяния даже самые грешные люди, даже самые нечестивцы, с помощью Божией, могут достигнуть великого совершенства и святости.
Почему же для преподобной Марии Храм Господень Иерусалимский стал таким поворотным шагом полного переосмысления своей жизни, нравственного перерождения своей духовной жизни? Здесь с ней с неизъяснимой силой заговорила совесть, изобличила её, и она увидела своё ничтожество перед Богом, всю грязь своей жизни, и только слёзы дальше, и покаяние перед Богом, привели её к такой святости.
И каждый человек, если будет повнимательней смотреть на свою жизнь, то увидит непременно те случаи, которые Господь подаёт нам, дабы мы с вами обратили внимание на свою жизнь, и исправлялись во своих грехах.
Но к сожалению, эти случаи, посылаемые нам Богом для исправления, – мы с вами не обращаем на них внимания, или же называем их случайностью. Но пусть каждый человек знает, – где бы и когда бы ни пришла мысль оставить пустую, лёгкую, греховную жизнь, – что эта мысль приходит нам от Бога, и если человек даёт этой мысли место в своём сердце, то непременно приходит благодать Божия, и ведёт человека по дороге покаяния, исправления и спасения.
Путь жизни преподобной Марии Египетской для многих и многих людей недоступен – это путь ангела. Но не должны мы с вами уклоняться в левостороннюю жизнь на путь греха, это тоже путь, но только диавольский путь, путь погибели, это путь подражания ожесточенности, диавольской гордыни. Есть средний путь для большего числа людей – путь спасения смиренного, покаянного грешника, когда человек с помощью Божией очищает свою душу, свою жизнь от всяких грехов, с помощью Божией. И опять же, милостью Божией, пусть он последний, но каждый из нас даже здесь пожив по-христиански, пусть последними, – но мы должны обязательно войти в Царствие Небесное. Это цель нашей жизни. Это цель жизни человека – наследовать Царство Небесное. А здесь мы с вами должны немножко потрудиться для этого. Ничто доброе, хорошее не даётся человеку так просто, – везде нужен труд, тем более в деле спасения души. Царство Божие, говорит Господь, оно силою берётся, оно нудится, и только те, кто прилагают старания, соответствующий труд – они достигают цели.
Это путь не решения каких-нибудь земных вопросов житейских, где тоже есть свои правила, а это путь духовной жизни, и там человек призван выстраивать свою жизнь по особым заповедям, по особым законам духовой жизни. Эти заповеди, эти законы открываются человеку только в исполнении заповедей Божиих, и больше ни где.
В следовании за Христом, в исполнении святых Его заповедей, и в послушании Святой Православной Церкви.
И пусть милостью Божией и предстательством преподобной Марии Египетской, этой великой угодницы Божией, напоминающей нам о том, что никакие грехи не могут человеку заслонить путь в Царствие Небесное, – если он сам пожелает туда войти, то он непременно войдёт с помощью Божией. И пусть её житие будет для нас только утверждением в добром жительстве по Бозе. И тогда Господь помилует нас и спасёт всех нас. С праздником вас, друзья!