Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Из сегодняшнего евангельского чтения, братья и сестры, мы с вами слышали, как некий человек устроил богатый ужин, и заранее пригласил всех гостей. Но когда наступило время ужина, никто из приглашенных не пришел. Хозяин «…послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово» (Лк. 14:17). Посланный исполнил вся повеленное ему, но время шло, а гости не приходили, они как бы сговорились между собой, каждый начал извиняться, что он не придет. Узнав об этом, хозяин разгневался, и повелевает своему рабу: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк 14:21). Раб исполнил вся повеленная, но когда выяснилось, что есть ещё места за праздничным ужином, он снова говорит слуге: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк 14:23).
И мы с вами, в своих повседневных заботах, житейских оправданиях, так уподобляемся даже очень часто тем, кто не пришел на этот ужин…
Приглашенные не пришли, как говорит нам Евангелие, по разным причинам: кто-то землю купил, кто-то волов испытывал, кто-то женился. Какая понятная для нас житейская картина, напоминающая нам с вами о повседневных делах, о житейских заботах и трудностях, так часто отвлекающих нас от всего возвышенного и главного в жизни. И мы с вами, в своих повседневных заботах, житейских оправданиях, так уподобляемся даже очень часто тем, кто не пришел на этот ужин – мы тоже смотрим землю, любуемся покупками, женимся, выходим замуж, занимаемся своими повседневными, только земными делами, забывая, не обращая внимания на зов Господина, зовущего нас на пир духовной радости и радости нашей веры. Святая Церковь, в человеке, устроившем великий пир, видит Отца Небесного; раб, которого он посылает звать званых – это Единородный Сын, Господь наш Иисус Христос, наш Творец, наш Спаситель, а приглашенные – это все мы с вами, все люди, не спешащие на зов нашего Спасителя, на любовь Отца нашего Небесного.
Но когда мы с вами читаем и слышим это евангельское повествование, то всегда мы проникаемся каким-то чувством обиды и горечи за этих приглашенных…
Земная жизнь – каждый из нас это знает – занимает, отнимает у человека много и времени, и забот, и сил. И это мы все знаем, и Святое Евангелие не осуждает нас за эти заботы, за эти труды. Но в то же время, это же Евангелие, устами этого же раба – Бога нашего Иисуса Христа, напоминает нам о том, что у человека должно быть прежде единственное на потребу – можно найти всякое извинение, и обосновать вот это непришествие званых на этот великий ужин. Но когда мы с вами читаем и слышим это евангельское повествование, то всегда мы проникаемся каким-то чувством обиды и горечи за этих приглашенных. Этот господин, хозяин пира, приготовил всё, он всех пригласил, он всех ожидает. Встанет каждый из нас на место этого человека, и увидит всю эту горечь и разочарование. Но, несмотря ни на что, терпение хозяина, его зов, – они остаются постоянными и неизменными, и неизменна любовь Отца Небесного Бога к нам с вами, нам – недостойным и лукавым рабам Его. И этот зов Божий проходит через все времена, через все жизненные обстоятельства каждого человека. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28) – и вы найдете покой душам вашим – говорит нам Господь.
Человек – творение Божие, и мы с вами призваны не только заботиться о житейском, питать и греть плоть свою, но и больше наверное трудиться и заботиться о душе – вещи бессмертной…
Этот зов слышится во Святом Евангелии, он в жизни и душе каждого человека, он слышится во святых Храмах Божиих, и в окружающей нас природе. Господь зовет к Себе каждого человека через праздники, через воскресные дни, через всевозможные жизненные испытания, через радости и скорби, через болезни и благоденствия. И Бог ожидает человека на всякое время, в какое бы время человек ни пришел к Нему. Вспомним ту притчу Христа Спасителя о виноградарях, – кто-то пришел с утра, кто-то уже пришел на закате дней своей земной жизни, – и тот и другой удостоился награды от хозяина этого виноградника, от Бога. И мы, как христиане, не должны в своих жизненных делах искать каких-либо оправданий, причин, отвлекающих нас от всего этого небесного, вышнего. Человек – творение Божие, и мы с вами призваны не только заботиться о житейском, питать и греть плоть свою, но и больше наверное трудиться и заботиться о душе – вещи бессмертной, стремиться к духовному и Небесному. И хотя бы в другое время, побеждая вот эту нашу земную повседневную суету, так манящую к себе, и так завлекающую нас с вами, эти земные вопросы и труды. Помнить о душе – вещи бессмертной, и что-то делать для спасения её. Придет время для каждого из нас, что закроются двери нашей земной жизни, и с чем человек придет тогда к ответу, к этому вечному Хозяину Небесного пира, – это уже зависит от человека – что мы с вами здесь посеем, взрастим, то там пожнем. Мы с вами призваны здесь взрастить всякую евангельскую добродетель, приумножить её, чтобы прийти к Господину нашему, и услышать от Него всеблаженнейший голос: «Наследуйте Царство Небесное». Надо почаще посещать храм Божий, эту вечерю Господню, чтобы нам с вами соделаться причастниками вечного пира, но не здесь на земле, а в горних обителях Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Аминь.