26.03.2023, Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин, Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. И всякий раз, когда мы посещаем храм Божий, слышим слово Божие, священнодействие, сугубо когда мы причащаемся Пречистого Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа, – всё это нам дано от Бога нас ради и нашего ради спасения для достижения человеком с помощью Божией, – сугубо с помощью Божией – цели нашей жизни – Царства Небесного.

Всё Евангелие убеждает нас в том, что только через исполнение заповедей Божиих, только через веру в Бога нашего Иисуса Христа человек утверждается в доброй жизни по Бозе. Что со стороны Бога всегда нам бывает являемо только добро, благо, чудо и спасение. Сегодняшнее Евангельское чтение об исцелении Господом нашим Иисусом Христом бесноватого отрока – убеждает нас в этом. Это чудо убеждает нас в необходимости в жизни каждого христианина таких великих добродетелей, как вера, молитва и пост. «…Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9:23), – говорит Господь отцу этого отрока. Наверное родители испытали всё, к каким только врачам наверное они ни обращались, чтобы помочь своему сыну, но желаемого результата они не достигли. Услышав о великом Чудотворце, Который являет милость и исцеляет всякие болезни в людях, отец приводит к Нему своего сына, падает перед Христом и говорит: «…если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:22-24). И Господь по вере отца исцеляет этого отрока, его сына, изгоняя из него духа немоты и глухоты.

Если неделю назад мы слышали повествование о исцелении расслабленного, которого спустили к Богу через крышу, – там сам расслабленный имел веру, а здесь, этот сын не имел веры по той причине, что он был бесноватым. Бесноватые в Евангелии, видим мы, исцелялись по вере родителей. Так же и мать, пришла просить за свою дочь, и здесь отец просит за сына. Сам сын не мог этого сделать по известной причине. И вот уже много лет, большо́й период времени отделяет нас от того времени, когда люди имели великое счастье видеть Спасителя, воплотившегося Сына Божиего, слышать Его Божественные глаголы, и непосредственно получать от Него милости, в которых люди будут иметь нужду даже до скончания века. И эти милости мы тоже имеем счастье получать от Бога, получать их через живую и спасительную веру. «…Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему», – говорит Господь.

Многие верующие люди задаются вопросом: «Почему мы веруем, и не всегда получаем от Бога по вере нашей?» Святитель Иоанн Златоуст так отвечает на этот вопрос: «Потому что недостаточно верим. Верим, но сомневаемся. Верим, а когда приходит беда, забываем о Боге. Холодно верим или же совсем не верим». Мы с вами можем сказать: «А имеем ли мы ту веру, которую имели современники Иисуса Христа, Его ученики и апостолы, христиане первых веков? Имеем ли мы ту веру, которую имела жена Хананеянка или тот же расслабленный, которого принесли? Имеем ли мы такую веру, которую имел Закхей или отец вот этого отрока?» То была вера, которая захватывала не только ум и сердце человека, но и всё его существо. То была вера, которая заставляла человека забывать о пище, о питии, чтобы слышать глаголы Бога. То была вера, которая заставляла человека забыть все свои дела, и домашние и общественные, забыть о своих родных и следовать за Тем, Кто имеет глаголы жизни вечной, Кто дает единое на потребу. О такой вере, апостол Павел свидетельствуя, говорит, что эта вера спасала праведников: «…верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» (Евр. 11:33-34). Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит…» (Ин.14:12). Имеем ли мы с вами такую веру? И если не имеем, то можем ли мы роптать на Бога, что нам по вере не дается? Не имея той истинной крепкой веры, мы хотим получать от Бога знамения и чудеса. Такие же знамения и чудеса требовали в свое время от Бога иудеи, забывая, как и мы забываем, что только истинно верующим в Господа, Господь являет эти чудеса и знамения.

После того, как Господь исцелил этого отрока, апостолы в недоумении спрашивают Его: «Почему мы не могли изгнать беса?» – они же до этого совершали много чудес, – Евангелие говорит нам, – а здесь они ничего не могли сделать. Господь отвечает им, что «…сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29). Эти слова Бога должны быть близки и понятны нам в эти дни святого Великого поста, когда Церковь призывает нас к подвигу воздержания, покаяния и молитвы. Как же мы должны поститься и молиться? Святая Церковь напоминает: когда ты молишься, то затвори двери сердца твоего, сосредоточься на той беседе, которую ведешь ты с Богом, и не говори лишнего. Не уподобляйтесь тем недостойным детям, которые просят у родителей опасного огня или острого ножа. Когда молитесь, не будьте лицемерами, когда стоишь на молитве – прощай всем и вся. То же самое можно сказать и о посте. Чтобы пост был для нас спасительным, он не должен заключаться только в одном ограничении в пище.

Пророк Исаия говорит, что приступая к посту, мы должны разорвать всякую связь со всякой неправдой, оставить злобу, помогать нуждающимся в помощи, очистить свое сердце от злопамятства и лицемерия. И Святая Церковь в эти дни напоминает нам: «Истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный» (Стихира в понедельник вечера первой седмицы Великого поста, на стиховне). Мы всегда должны со вниманием относиться к тому, что поется и читается в Церкви, – всё это только для утверждения нас в доброй жизни по Бозе. И слышав сегодняшнее Евангельское чтение, будем задумываться о таких великих христианских добродетелях, как молитва, пост и покаяние, и за всё это благодарить Бога, благодарить Его за бесконечные милости, которые Он являет нам к делу нашего спасения. Аминь.

С праздником вас, друзья!