Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Ветхозаветный пророк Исаия, который за семь веков предвозвестил пришествие в мир Мессии, ясно предсказал, и события, которые будут связаны с Его жизнью. Он так же предсказал и нечто иное, что связано с обращением язычников, которое относится и к нам в полной мере. И оно имеет актуальность и по сей день.
Пророк сказал вот что: «Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть» (Ис.42:18). «…и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их» (Ис.42:16). Это место в Священном Писании имеет два толкования, два смысла: во-первых, оно относится к особенности и тайне обращения язычников; другое значение имеет несколько прагматичное, и связано с тем, чтобы человек задумался, – а всё ли является истиной, что он слышит, и всё ли является правдой, что он видит, и не должен ли он работать разумом в поисках истины? И здесь мы узнаем нечто большее. Вот и сегодняшнее Евангелие, где говорится о беседе Христа с Самарянкой – была выражена суть всего Евангелия. Сам Господь говорит так, что наступает время, что на всяком месте, где человек будет призывать Бога в духе и истине, то достойно будет совершать Ему молитву. Истина имеет свой дух, и потому называется Духом истины.
Что же особенное и важное для нас, принесло пришествие в мир Мессии? Сын Божий, придя на землю, явил истину, недоступную для человека, и запечатлел эту истину обильнейшим излиянием благодати. Здесь мы должны понять, что Сын Божий не изложил подробно Свое учение, но явил саму Истину, и излил изобилие истинной благодати на человека, и на человечество. Так что Истина стала способна входить в человека, освящать его, очищать от грязи, делать человека жилищем Бога, и в такой степени, что благодать Божия вселяется в человека, и человек становится причастником Божества. И это открывает для святых отцов некоторую возможность утверждать эту истину несколько глубже, говоря, что человек становится только в этом состоянии способным делать истинное добро, достойное Неба. А вот естественное добро человека вне Церкви, вне Бога, – не может быть чисто от примеси греха.
Почему так происходит, что естественная добродетель и естественное добро не приемлется Богом, а отвергается? Причина здесь та, что человек, наследовал от праотцев падшее состояние, а в падшем состоянии человека добро всегда смешано со злом, и состояние это настолько бывает удручающим, что от обилия зла, в человеке еле различимо становится добро. По этой причине святые отцы и утверждают, что вне христианства, вне веры в Бога, человек не способен делать добродетель, достойную Неба. Отсюда, Господь часто и призывал людей отвергнуться своего падшего состояния, и Он же, Господь, и утверждал в Священном Писании, что состояние человека естественно таково, что человеку прилежит злое от юности его, и он погружен в стихию зла и греха.
Что значит отвергнуться от своего падшего состояния, отвергнуться от греха? Здесь нужно понять, что весь мир, лежащий во зле, прославляет свои добрые дела, и о них трубит, и устраивает торжество по величию своих великих свершений, но они не приемлются Богом и отвергаются Богом, потому что исходят из гордыни человеческой, тщеславия, самохвальства и самодовольства.
Человеку предписано отвергнуться от своего падшего состояния, и ему предписывается изменить образ жизни, образ мысли, по похотям и стихиям мира, и привести в соответствии с законом Божиим, который дает человеку познание своего истинного состояния. Чем опасно, и чем возмущает весь мир всякого человека, и улавливает легко в свои сети? Он улавливает его тем, что дает ложное понятие, и коварством лжи уловляет человечество в свои сети. Чем опасна эта ложь? Она опасна тем, что мир признает добром что по сути не есть добро, и не признает злом что по сути есть гибельнейшее зло, и ужасное.
И вот, какой вывод сегодня мы можем сделать? До тех пор, пока здесь, в храмах, звучит слово Евангельского благовестия, – человек способен слышать и разумевать Истину даже среди того моря лжи, которое льется на нас со всех источников информации. И он способен находить, разумевать, и понимать истину, и следовать этой истине, и созидать свое спасение, отвергая все те лукавые ухищрения, которые исходят от падших человеков. Аминь.
Христос Воскресе!