21.05.2023, Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98–117)

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы слышали рассказ Евангелия о том, как Господь исцелил слепорожденного человека. Вообще, нам надо понимать, что любое чудо Христа – это не просто рассказ о том, что когда-то было, а это ещё и символ того, что Господь дарует новую жизнь тому человеку, над которым было совершено чудо. Действительно, представьте себе: расслабленный человек лежал десятилетия и вдруг получил возможность двигаться. Разве это не новая жизнь? А сегодняшний слепец, который не видел белого света от своего рождения, вдруг открыл глаза, и весь этот мир с его красками, с его красотой открылся перед этим человеком.

Так же и духовная жизнь открывается тем, кто раньше её не знал. Можно сказать, что это исцеление – это символ этой новой духовной жизни, которую дарует Христос тем, кто следует за Ним. Нам надо осознать, что же такое эта новая жизнь, из чего она состоит. И опять же, ответы мы находим в Евангелии, в том Учении, которое нам принес Христос. Он говорил, вопреки расхожим представлениям того времени, о том, что Господь – не грозный Вседержитель, Который карает человека за грехи, а о том, что это любящий Отец, Который ждет каждого человека, ушедшего «на сторону далече». Ещё Он говорил, что все законы, каноны, правила сводятся только к одному: к тому, чтобы воспитать в сердце человеческом любовь. Весь смысл Писания сводится к тому, чтобы, наконец, человек полюбил человека и Бога, может быть, даже в лице человеческом. И только это чувство достойно называться Божественным. Христос говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21)», а значит это Царство – состояние души, когда её касается любовь. Это и есть составляющая новой жизни, это и есть то, о чем учил Христос. Символом этой новой жизни, этого учения является действительно исцеление слепого от рождения человека. Допустим, человек жил в этом мире, не знал Христа, не знал Его учения, и вдруг перед ним открывается эта новая жизнь. И действительно, эту жизнь можно уподобить прозрению.

Но для того, чтобы любовь была явлена, где-то воплощена, чтобы она изливалась от сердца к сердцу, нам надо собираться вместе. Поэтому Господь на Тайной Вечери говорит Своим ученикам: «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). И с тех пор Его ученики собираются вместе, вкушают Тела и Крови Господней, пребывая вместе, и пребывая вместе со Своим Главой – Христом, Который незримо присутствует на каждом этом собрании. Казалось бы, как всё чисто, светло и просто! И не надо ничего усложнять. От этой новой жизни такая радость изливается в сердца человеческие, что её невозможно ничем перебороть. Наверное, христиане первых веков отличались от всех остальных людей только своей радостью, которую ничем нельзя было затмить. Даже когда человека влекли за исповедание Христа на мучения и смерть, он, как говорится в житиях святых, радовался и славил Бога. Примеры мученических смертей имел в виду Иоанн Златоуст, когда говорил: «…даже и смерть бывает лучше жизни… Если же ты не веришь словам моим, послушай тех, которые видели лица мучеников, во время их подвигов, как они, будучи бичуемы и строгаемы, радовались и веселились; радовались даже лежа на сковородах, и веселились более, чем возлежащие на ложах, убранных цветами. Вот почему и [апостол] Павел, пред тем как надлежало ему отойти отсюда и кончить жизнь насильственною смертью, говорил: «Радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Флп. 2:17–18)». И далее святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к верующему, спрашивает: «Видишь ли, с каким преизбытком веселия призывает [апостол] всю вселенную в общение своей радости? Вот каким великим благом почитал он отшествие отсюда! Вот как вожделенной, любезной и благоутешной почитал он и самую страшную смерть!».

Если мы окунемся в эту новую жизнь, если мы постараемся действительно стать христианами, если эта новая жизнь откроется нам в нашем сердце, то тогда все наши невзгоды, печали, проблемы этой жизни покажутся мелочью по сравнению с тем, что будет явлено в нашем сердце: какое сокровище, какая радость и счастье! Господь не убирает страдание из этой жизни, но Он призывает нас по-новому, с любовью посмотреть на всё то, что происходит вокруг нас. И поэтому, конечно, преображение этой жизни и нас самих происходит в нашем сердце, в стремлении зажить вот этой самой новой жизнью, в стремлении полюбить, полюбить до конца, как всех нас возлюбил воскресший Христос. Аминь.

Христос Воскресе!